Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 2

Генераторы мощностью до 10 кВт крепятся, как правило, к те­лежке. Генераторы, мощность которых превышает 20 кВт, подве­шиваются к кузову вагона. Связь генератора с колесной парой осуществляется через специальную передачу , с постоян­ным передаточным отношением. Краткая   характеристика передач будет дана ниже.

Под вагоном устанавливают: аккумуляторную батарею в специаль­ных ящиках без теплоизоляции; отдельные электродвигатели, вхо­дящие в состав холодильной установки; электромашинный преобра­зователь для люминесцентного освещения; отдельные аппараты за­щиты и коммутации; проводные цепи межвагонной магистрали.

Остальная часть оборудования располагается внутри вагона в специальном шкафу управления рядом со служебным помещением, в подкрышевом пространстве или непосредственно в салоне.

Места размещения элементов ВЭО определяют и разную степень влияния на них внешних и внутренних факторов, среди которых следует выделить группы атмосферного, динамического и режим­ного характера.

Атмосферные факторы, относящиеся к внешним, воздействуют на оборудование и при движении вагона, и при стоянке. Среди этих факторов следует в первую очередь назвать влажность, темпера­туру, загрязнение воздуха токопроводящими частицами пыли, сол­нечную радиацию. Вредное воздействие этих факторов проявляет­ся в изменении параметров ВЭО, что может привести к изменению выходных характеристик отдельных устройств, снижению прочности

изоляции, возникновению пробоев на корпус и коротким замыка­ниям ,т.е. к возникновению аварийной ситуации.

Наиболее сильно атмосферным воздействиям подвержено обору­дование, расположенное под вагоном. Это оборудование заключают в защитные оболочки (корпуса, кожухи и пр.), которые в первую очередь защищают от влаги и пади.

Степень защиты, обеспечиваемая оболочкой, в паспортных дан­ных обозначается двумя буквами IР и двумя цифрами [Д2] . Первая цифра (от 0 до 6 ) характеризует степень защиты чело­века от возможного соприкосновения с частями оборудования, движущимися или находящимися под напряжением, а также отражает степень защищенности оборудования от попадания внутрь оболоч­ки твердых тел. Вторая цифра (от 0 до 8) характеризует степень защиты оборудования от попадания внутрь его оболочки влаги.

Например, вагонный генератор типа РW- 114АВ производст­ва ПНР имеет степень защиты IР 55. Первая цифра - 5 (см. ГОСТ 14254-69) означает, что конструкция корпуса (оболочки) генера­тора обеспечивает полную защиту персонала от соприкосновения с его токоведущими и движущимися частями, находящимися внутри корпуса. Эта же цифра (первая) указывает на то, что оболочка защищает все внутренние части генератора от вредных отложений пыли. Вторая цифра (тоже 5 ) указывает на то, что все части ге­нератора, находящиеся внутри корпуса, защищены от водяных струй. Иными словами, вода, попадающая на корпус в любом направлении, не проникнет внутрь и не окажет вредного влияния на работу ге­нератора.

Элементы ВЭО, расположенные в вагоне, в меньшей степени под­вержены вредным атмосферным воздействиям. Некоторые из них мо­гут выполняться, имея степень защиты IР 00, т.е. без защиты от воздействия окружающей среды и от соприкосновения с токо­ведущими частями. Однако такое оборудование размещается в спе­циальном распределительном шкафу, стенки и лицевая панель ко­торого обеспечивают необходимую степень зашиты.

Необходимо отметить, что оболочки ВЭО не защищают его от вредных воздействий тепла. Это, как будет показано далее, при­ходится учитывать при анализе работы отдельных элементов обору­дования. Диапазон же температур, воздействующих на ВЭО, доста­точно широк. Например, для оборудования, размещенного снаружи вагона, приходится считаться с возможным изменением температуры

окружающей среды от + 50°С до - 50°С. Для северных районов нижний уровень температуры может опускаться до - 60°С.

Влияние второй группы внешних факторов, динамических,   сказы­вается при движении вагона,  когда на оборудование начинают воз­действовать вибрации с различной частотой, удары с различным ус­корением и пр. Возможность отрицательного воздействия этих фак­торов на работу ВЭО учитывается при разработке конструкции его элементов. Отметим, что элементы ВЭО, практически все,  крепят­ся к подрессоренным частям вагона. Это в значительной степени снижает влияние на них динамических воздействий.

Третья группа факторов,  влияющих на работу ВЭО,  связана с изменением режима работы самого оборудования. Они могут быть и внешнего, и внутреннего характера. Например, для генератора к внешним режимным факторам следует отнести скорость движения вагона. Её изменения в достаточно широком диапазоне (от 0 до 160 км/ч) влияют непосредственно на частоту вращения генерато­ра. Внутренние режимные факторы связаны с переменным характе­ром нагрузки и зависят от количества потребителей, одновре­менно получающих питание от АСЭС, и от режима их работы.

Из всех перечисленных факторов при анализе работы элементов, входящих в состав АСЭС, приходится учитывать в первую очередь влияние температуры, скорости и нагрузки. Именно этим факто­рам в дальнейшем будет уделено основное внимание.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ С АСЭС.

На железных дорогах СССР эксплуатируются пассажирские ва­гоны, построенные как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных. Каждый тип вагона имеет свое условное обозначение, которое характеризует особенности установленного на нем обо­рудования, в том числе и электрического. Данные ой основных типах вагонов, эксплуатируемых на дорогах СССР, приведены в табл. 2.1.

В таблице не отражены данные о виде вагонов, которые могут быть: открытыми, купированными, мягкими, ресторанами и т.д. Кроме того, таблица не дает и полного перечня типов. Например, перечень, приведенный в инструкции по техническому обслужива­нию оборудования 23,  содержит более 50 типов вагонов только иностранного производства, эксплуатируемых на дорогах СССР

Таблица 2.1 Классификация пассажирских вагонов, эксплуатируемых в СССР