/ — корпус; 2, 17 — подшипниковые щиты; 3 — шарикоподшипник; 4 — штепсельный разъем; 5 — щеточная траверса; б — коллектор; 7 — съемный кожух; 8 — обмотка возбуждения; 9 — якорь; 10 — полюс; 11—лапы; 13—обмотка якоря; 14—приводная муфта
Щеточный аппарат генератора этого типа имеет особую конструкцию. Щеточная траверса 5 установлена на подшипниковом щите 2 и может свободно поворачиваться на его втулке на 90е. При изменении направления вращения якоря траверса под действием силы трения щеток о коллектор поворачивается на 90° и щетки изменяют своз положение относительно полюсов (смещаются на одно полюсное деление), а в результате этого полярность щеток остается неизменной. В генераторе смонтировано четыре щеткодержателя, в каждом из которых установлено по одной щетке марки ЭГ-14. Противоположно расположенные щеткодержатели соединяются между собой попарно и провода от них выводятся к выводным зажимам.
Генератор 23/07.11 отличается от генератора 23/07.21 конструкцией остова и элементами крепления. Этот генератор подвешивается на раме тележки и приводится во вращение с помощью ременного привода. Для этого на его валу устанавливают шкив, а в верхней части остова крепят литую коробку, на которой смонтирован вал для подвески генератора к раме вагона и пружина для натяжения ремня.
На вагонах с кондиционированием воздуха устанавливают агрегаты, состоящие из генератора постоянного тока и трехфазного асинхронного двигателя для вращения генератора на стоянках. Генератор и электродвигатель (рис. 11) расположены в одном корпусе, имеют общий вал и представляют единую электрическую машину. Все эти генераторы являются четырехполюсными машинами закрытого исполнения. Технические данные их приведены в табл. 7.
Генератор имеет стальной литой разъемный корпус, в части 17 которого запрессован пакет статора 7 асинхронного электродвигателя с обмоткой 5; в другой части 16 остова укреплены полюсы генератора
постоянного тока: главные и добавочные, с соответствующими обмотками 9 и 10. Агрегат DUGG-28В имеет смешанное возбуждение, агрегат К694L — параллельное. На валу 2 машины установлены ротор 6 асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой обмоткой типа «беличья клетка», якорь 11 генератора постоянного тока, коллектор 12 и вентиляторы 3 и 8, обеспечивающие интенсивное охлаждение нагретых частей машины. С торцов остов закрывается двумя подшипниковыми щитами 1 и 15, в которых смонтированы подшипники качения 4. На щеточной траверсе смонтированы четыре щеточных пальца, на которых установлены щеткодержатели 13 со щетками марки ЭГ-2А. Конец вала 2 машины соединяют с карданным валом привода. В агрегате DUGG-28В со стороны коллектора смонтирован специальный переключатель, закрытый кожухом 14. Переключатель обеспечивает сохранение неизменной полярности напряжения, подаваемого на нагрузку при изменении направления вращения генератора.
Переключатели полярности В агрегате DUGG-28В применен переключатель полярности, смонтированный внутри агрегата. Две пары неподвижных контактов 1, 2, 3, 4 (рис. 12) переключателя могут замыкаться двумя подвижными контактами 5 и 7, установленными на изоляционной планке 6. Подвижные контакты перемещаются при помощи поворотной траверсы 8, на которую действуют кулачки 10 и 11 шайбы 9, установленной на валу электромашинного преобразователя. Планка 6 укреплена эксцентрично относительно оси поворота траверсы 8. Поэтому при ее повороте контакты 5 и 7 перемещаются вверх и вниз.
При вращении вала генератора по часовой стрелке (рис. 12, а) кулачок 11 упирается в правый выступ траверсы 8 и поворачивает ее против часовой стрелки. Планка 6 перемещается вниз, вследствие чего контакт 5 соединяется с контактом 4, а контакт 7 — с контактом 1. В этом положении переключателя щетки А (рис. 12, в), которые при данном направлении вращения якоря генератора имеют положительную полярность, соединяются с положительным зажимом В на клеммовой панели, щетки Б — с отрицательным зажимом Г.
Рис, 11, Устройство генераторов DAGG-28В |
Технические данные |
||
01ЮО-28В |
К6941 |
|
Генератор |
||
Номинальная мощность, кВт: |
||
при движении поезда |
28 |
21.5 |
на стоянке |
21 |
17,5 |
Диапазон рабочего напряжения, В |
110—138 |
110—135 |
Номинальный ток, Л: |
||
при движении поезда |
203 |
155 |
на стоянке |
152 |
130 |
Диапазон рабочей частоты вращения, |
600-3000 |
520-3000 |
об/мин |
||
Электродвигатель |
||
Номинальная мощность, кВт |
28 |
22 |
Номинальное напряжение, В |
220/380 |
380 |
Номинальный ток, А |
97/56 |
51 |
Частота тока, Гц |
50 |
50 |
» вращения, об/мин |
1440 |
1450 |
При вращении вала генератора против часовой стрелки кулачок 10 (рис. 12, б) упирается в левый выступ траверсы 8 и поворачивает ее но часовой стрелке. При этом планка 6 поднимается вверх и контакт 5 соединяется с контактом 3, а контакт 7 — с контактом 2. В этом положении переключателя щетки А (см. рис. 12, в), имеющие теперь отрицательную полярность, соединяются с отрицательным зажимом Г на клеммовой панели, а щетки Б — с положительным зажимом В. Направление тока в катушках ОДП обмотки добавочных полюсов должно изменяться в соответствии с изменением тока в якоре. Поэтому эти катушки подключены до переключателя полярности. В катушках ОВ2 последовательной обмотки возбуждения направление тока должно оставаться неизменным, так как ее магнитодвижущая сила должна всегда совпадать по направлению с магнитодвижущей силой катушек ОВ1 параллельной обмотки возбуждения независимо от направления вращения якоря. В противном случае произойдет ослабление магнитного потока генератора и его напряжение будет уменьшаться с ростом нагрузки. Чтобы этого не случилось, катушки последовательной обмотки возбуждения подключены после переключателя полярности к выходным зажимам В и Г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.