Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 9

Отверстие закрывается пробкой 7, вентиляционный канал которой служит для выхода газов при зарядке аккумулятора. Для предохра­нения выплескивания из бака при вибрации на верхнюю часть блока укладывается сетка 14 из пластмассы. С этой же целью в вентиляцион­ном канале пробки предусмотрен лабиринт. Аккумуляторный бак устанавливается в деревянный ящик /на амортизационные резиновые прокладки 15. На торцовых стенках ящика расположены выводные контактные зажимы 3, соединенные медными шинами 4, покрытыми свинцом,  с выводными штырями 6.

, Аккумуляторные батареи типа ГТ-390 собирают из 13 отдельных деревянных ящиков, каждый из которых имеет две ячейки для уста­новки аккумуляторов (рис. 47, а). Аккумуляторы укрепляют в ячейках клиньями и соединяют между собой медными освинцованными перемычками. Такими же перемычками выводы аккумуляторов подклю­чают к соединительным зажимам, установленным на торцовых стенках деревянного ящика. Каждый аккумулятор смонтирован в эбонитовом баке (рис. 47, б), имеет крышку из эбонита и полихлорвиниловые се­параторы. В аккумуляторе используются панцирные положительные пластины с тканевыми карманами. Они состоят из свинцового стерж­невого каркаса, вокруг которого расположены параллельные трубки, изготовленные из кислотоупорной мелкопористой ткани, образующие карман. В трубках находится активная масса. В нижней части плас­тины закрыты рейкой из полиэтилена, плотно соединенной посредст­вом термической обработки с тканевым материалом. Такая конструк­ция повышает прочность положительных пластин и значительно уве­личивает срок службы аккумуляторов.

В аккумуляторах типа ГТ-390 и ряде других применен автомати­ческий указатель уровня электролита. Этот указатель представляет собой поплавок со штырем, имеющим отметки. Конец штыря выведен сквозь крышку поплавковой камеры, которая сообщается о внутрен­ней  частью эбонитового бака.

Стартерные аккумуляторные батареи. Рассматриваемая батарея (рис. 48) состоит из шести кислотных аккумуляторов, расположенных в ячейках общего бака (моноблока) из эбонита или пластмассы. На дне бака находятся ребра, на которые опираются положительные и отрицательные пластины. Каждая ячейка закрывается крышкой с тремя отверстиями: для положительного и отрицательного выводов и для заливки электролита. Заливочные отверстия крышек закрыва­ются пробками с вентиляционными отверстиями, выполненными так, чтобы при тряске и вибрациях электролит не выплескивался из акку­мулятора. Для герметизации места стыков крышек со стенками ячеек моноблока заливают кислотостойкой мастикой. Отдельные аккумуля­торы соединяют последовательно с помощью перемычек. В стартерных аккумуляторах применяют решетчатые, коробчатые и панцирные электроды и сепараторы из мипласта и стекловолокна,

 Генераторы постоянного тока пассажирских вагонов

В пассажирских вагонах постройки ГДР, ПНР и ВНР установле­ны генераторы постоянного тока с параллельным возбуждением. На вагонах без кондиционирования воздуха постройки ГДР применяют генератор типа 23.07/21 или его модификации 23.07/11,15, 17 и 19, а на вагонах постройки ПНР — однотипный с ним генератор РW-114а. На вагонах с кондиционированием воздуха используют генераторы К694L и DUGG-28В. Основные технические данные генераторов при­ведены в табл.  6.

Электрические схемы вагонных генераторов постоянного тока приведены на рис. 1. Ток нагрузки генератора I, а следовательно, и ток в обмотке якоря Iя   Iп определяются мощностью подключен­ных к генератору потребителей и током заряда аккумуляторной бата­реи. Ток возбуждения Iв зависит от работы регулятора РИГ, кото­рый изменяет его так, чтобы обеспечить стабилизацию напряжения генератора.

Электрические и магнитные свойства генераторов постоянного тока, применяемых на пассажирских вагонах, определяются как и для стационарных машин, по их характеристикам (характеристика хо­лостого хода, внешняя, регулировочная и скоростная). Однако у ге­нераторов с приводом, от оси колесной пары частота вращения изме­няется, поэтому в отличие от стационарных машин у них характери­стика каждого типа — это семейство кривых для всего диапазона частот вращения. Характеристики обычно строятся для относитель­ных значений э. д. с. Е, напряжения (U, тока возбуждения Iв и тока

Таблица 6.

Тип генератора

Номинальная

длительная

мощность   кВт

Диапазон рабочей

часто­ты вращения об/мин

Диана зон

рабочего

напряжения,  В

Масса,  кг

23/07.21

23/07.11

РW-114а

DUGG-28В

К694L

4,9

4,5

4,55

28

21,5

550—2900

650—2100

650—2600

600—3000

600—3000

53—65

53-65

53—65

110-138

110—135

185

185

185

1200

1000



Устройство. Генераторы типа 23/07.21, его модификации 11, 15, 17, 19 и однотипный с ними генератор РE-114а представля­ют собой четырехполюсные машины закрытого исполнения (рис. 10). Корпус генераторов литой. В верхней части его имеются лапы для креп­ления генератора к раме тележки. Полюсы собраны из листовой элек­тротехнической стали и прикреплены к остову болтами. На полюсах имеются катушки обмотки возбуждения. Подшипниковый щит, уста­новленный со стороны коллектора, закрыт съемным ленточным кожу­хом, который позволяет осматривать коллектор и щетки. Якорь гене­ратора выполнен из изолированных листов электротехнической стали, собранных в сердечник, напрессованный на вал. Обмотка якоря волно­вая ступенчатая, выполненная из одновитковых секций. Якорные ка­тушки укладываются в пазы сердечника якоря в два слоя. Примене­ние ступенчатой обмотки способствует улучше

нию коммутации. Кон­цы секций обмотки якоря соединяются с соответствующими пластина­ми коллектора. Со стороны, противоположной коллектору, на валу якоря установлена муфта для соединения генератора с редукторно-карданным   приводом.

Рис. 9.  Регулировочные   (а)   и  скоростные регулировочные  характеристики   (б)

Рис. 10. Устройство генератора 23/07.21: