Недостатки генераторов постоянного тока. Генераторам этого типа присущи общие недостатки машин постоянного тока: невысокая надежность, необходимость тщательного ухода за коллектором и щеточным аппаратом (периодическая смена щеток, чистка коллектора и пр.). Это вызывает осложнения при эксплуатации генераторов на вагонах, где затруднены систематические наблюдения и уход за коллектором и щеточным аппаратом. Необходимость иметь специальные переключатели полярности существенно усложняет конструкцию генератора
Отказы АСЭС, причины возникновения и формы
проявления
Отказом принято называть событие, в результате которого нарушается работоспособность объекта. Каждая АСЭС - сложный многоэлементный объект, работоспособность которого зависит от технического состояния оборудования, входящего в ее состав. Основы технического состояния АСЭС в целом закладываются на стадиях разработки и изготовления. Основными факторами в этом случае являются: принятые схемные и конструктивные ре-пения, использованные материалы и детали, технология изготовления и испытаний, условия хранения.
Перечисленные факторы определяют тот запас надежности, С которым оборудование поступает в эксплуатацию. В дальнейшем эффективность использования этого запаса зависит от условий эксплуатации и уровня обслуживания оборудования.
О влиянии внешних и внутренних факторов на работу АСЭС в процессе эксплуатации мы упоминали ранее. Воздействие этих факторов ухудшает техническое состояние оборудования, вызывает внезапные отказы, которые могут способствовать возникновению аварийных ситуаций. Наибольший ущерб уровню обслуживания пассажиров наносится отказом АСЭС в пути следования. Объясняется это тем, что даже установленная причина отказа порой не может быть ликвидирована из-за отсутствия необходимых запчастей. Запасы их, как правило, сосредоточены в пунктах формирования, оборота и на крупных станциях.
Уровень обслуживания, определяемый квалификацией персонала и степенью его вооруженности техническими средствами, активно влияет на техническое состояние оборудования. Низкая квалификация и отсутствие технических средств отрицательно сказываются на надежности АСЭС и могут привести к увеличению числа отказов. Квалифицированное же обслуживание с применением средств технической диагностики (СТД) продлевает срок службы оборудования и позволяет решить основную задачу - предотвратить отказ в пути следования.
Сведения, собранные на вагонных участках, позволяют определить характер отказов АСЭС и их распределение по отдельным видам оборудования. Из общего количества отказов вагонного электрооборудования на долю АСЭС приходится от 37 до 60%* Расхождение полученных результатов объясняется целым рядом причин. Здесь и различие в условиях эксплуатации, и состояние вагонного парка (средний возраст вагонов), и качество обслуживания, и, наконец, тщательность в организации сбора информации.
Например, обследование вагонов б/к с генераторами переменного тока показало, что на долю генераторов приходится 17% общего количества отказов АСЭС, на батареи -21% и на аппараты регулирования и защиты - 13?. Остальное число отказов связано с ухудшением состояния изоляции.
В вагонах с генераторами постоянного тока среди элементов АСЭС наиболее часто отказывают источники питания. При этом доля генераторов (по разным источникам) составляет от 22 до 34%, батареи - около 33%, что в сумме дает более половины всех отказов. Остальные неисправности приходятся на регулирующую, защитную и коммутационную аппаратуру.
В эксплуатации при возникновении отказа АСЭС первоочередная задача состоит в выявлении отказавшего элемента (поиск места отказа), В ряде случаев именно эта задача и является наиболее трудной, т.к. характер проявления отказов различных элементов зачастую бывает одинаков. Например, отсутствие напряжения заданного уровня на выходе вращающегося генератора может быть вызвано не только его собственным отказом, но и неисправностью регулирующей (РНГ,0ТГ) и защитной (ЕДН) аппаратуры. Проведенный анализ на одном из вагонных участков показал, что из 35 отказов АСЭС, сопровождающихся снижением напряжения генератора, одиннадцать были вызваны неисправность] РОТ и РНГ.
У генераторов постоянного тока наиболее часты отказы коллекторно-щеточного аппарата (40%), переключателей полярности (17%) и обмотки возбуждения (12,5%). У генераторов переменного тока - снижение сопротивления изоляции (14%) и потеря ею механических свойств (хрупкость – 16%). Наиболее частая форма проявления этих отказов - отсутствие напряжения на выходе генератора. Кроме этого у генераторов бывают отказы и механических частей: дефекты подшипников, биение вала, неисправности бандажей и т.д.
Для аккумуляторных батарей наиболее характерной формой проявления отказа также является снижение уровня напряжения, сопровождающееся отсутствием напряжения на отдельных аккумуляторах. Наиболее частыми отказами кислотных аккумуляторов являются сульфатация пластин и короткие замыкания, щелочных-выпадений активной массы и потеря емкости.
Отказы переключающей, регулирующей и защитной аппаратуры как правило, сказываются на работе источников питания. В зависимости от вида отказа одного и того же аппарата характер проявления может меняться.
Например, у угольных РНГ чаще всего отказывают угольные столбы. Если в результате отказа цепь столба оказывается оборванной» то напряжение генератора будет значительно ниже установленного значения. Если же отказ столба сопровождается резким снижением его сопротивления, то напряжение генератора превышает установленный уровень* Срабатывает защита (КЛН),генератор развозбуждается. Эти же две формы проявления характерны и для отказов полупроводниковых РНГ.
Причинами отказов угольных РНГ бывают: подгар столбов (47%), нарушение регулировки (до 36%). Для полупроводниковых регуляторов характерны отказы: полупроводников (свыше 40%), резисторов (до 18%), пусковых реле (24%) и нарушение регулировки (6,5%).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.