Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 8

Намазные пластины (рис. 45, б) имеют остов 7 из сплава свинца о сурьмой, выполненные в виде решетки, образующей ряд ячеек. Ячей­ки заполняют активной массой 6 в виде пасты и закрывают с обеих сторон свинцовыми листами 5 толщиной 0,2—0,3 мм с большим коли­чеством отверстий диаметром 1—1,5 мм. Эти листы удерживают ак­тивную массу в ячейках и в то же время обеспечивают доступ к ней электролита. Толщина решетки и количество в ней активной массы за-

висят от емкости и назначения аккумулятора. В некоторых конструк­циях вместо свинцовых листов используют перфорированные листы из винипласта. К мостику 1, соединяющему несколько однополюсных пластин,  припаивается  выводной  штырь 8.

Исходным материалом для приготовления паст для положительных и отрицательных пластин служат порошки из свинца и свинцовых окислов, которые замешиваются на водных растворах серной кисло­ты. Активное вещество таких пластин имеет пористое строение, в ре­зультате чего в электротехнических реакциях участвуют не только поверхностные, но и слои активной массы, лежащие на глубине.

Для повышения пористости активной массы и уменьшения ее усад­ки в пасту добавляют графит, сажу, кремний, стеклянный порошок, сернокислый барий и другие инертные материалы, называемые рас­ширителями, которые, не принимая участия в электрохимических ре­акциях, затрудняют слипание (спекание) частиц свинца и предотвра­щают этим  уменьшение  пористости.

Намазные пластины имеют большую поверхность соприкоснове­ния с электролитом  и хорошо  им пропитываются,   что способствует обеспечению необходимых электрических характеристик аккумуля­торов. Они обладают большей емкостью на 1 м2 поверхности по срав­нению с другими типами пластин. Поэтому аккумуляторы с такими пластинами имеют сравнительно малые массу и объем и способны вы­держивать при разряде очень большие токи. В зависимости от приня­той технологии пластины могут изготовляться заряженными или раз­ряженными частично или полностью. Аккумуляторы, изготовленные из таких пластин, называют сухозаряженными или несухозаряженными. Следует отметить, что положительные пластины намазного ти­па подвержены коррозии и вследствие этого имеют значительно мень­ший срок службы, чем отрицательные. Поэтому в вагонных аккуму­ляторах намазные пластины применяются только в качестве отрица­тельных. Однако и их срок службы невелик (300—400 циклов)..


Пластины панцирного типа (рис. 45, е) имеют защитный пан­цирь (чехол) 9, состоящий из ряда трубок 14, в которых находится ак­тивная масса 12. В трубках прорезаны отверстия в виде узких полу­кольцевых щелей шириной около 0,2 мм, которые обеспечивают доступ электролита к активной массе и предохраняют ее от выпадания да­же при резких толчках. В некоторых конструкциях трубки панциря не имеют щелей, а выполнены из изоляционного высокопористого

Рис. 46. Устройство аккумулятора ВПМ-400

Кислотостойкого и антикоррозионного материала (из очень тонких стеклянных нитей, спекаемых со специальной пластмассой), хорошо пропускающего кислоту. Для подвода тока к активной массе при за­ряде и отвода при разряде внутри каждой трубки проходит свинцовый стержень 13, строго центрированный относительно трубки при помощи нескольких бобышек 11. Стержни сверху и снизу припаяны к попе-

Рис. 47. Устройство аккумуляторов ГТ-390: / — металлический поддон-. 2 — амортизатор; .3 — соединительные зажимы: 4 — соедини­тельная шина; 5 — деревянный ящик; в — выводная шина; ? —ребра; 8 — отрицательная пластина; 9 — трубки положительных пластин; 10— сепаратор; // — положительная пласти­на; 12— предохранительный щиток; 13 — мостик; 14 — выводной штырь; 15 — эбонитовый бак; /« — крышка; /7 —пробка;  18 — поплавковый указатель

речным свинцовым планкам 10; это придает пластине прочность. Сна­ружи панцирь имеет вертикальные ребра. Панцири изготовляют из эбонита, полиэтилена и других материалов. Расход свинца при изго­товлении пластины панцирного типа небольшой, механическая проч­ность их высока, а срок службы (1000—1500 циклов) намного больше, чем у намазных положительных пластин. Масса аккумуляторов с пла­стинами этого типа меньше, чем с поверхностными пластинами. По­этому они широко применяются на тяговых и вагонных аккумулято­рах.

В аккумуляторах типов ВПМ-440 и ВНЦ-400 (рис. 46) применены панцирные положительные и отрицательные намазные пластины. По­ложительный 13 и отрицательный 12 полублоки объединяются в об­щий блок 5 так, чтобы за пластиной одной полярности располагалась пластина другой полярности. По краям ставят отрицательные пласти­ны 2, а значит, отрицательных пластин на одну больше, чем положи­тельных. Это объясняется тем, что установленная с краю положитель­ная пластина работала бы только одной стороной и из-за неравномер­ной нагрузки быстро коробилась. Кроме того, при этом сократился бы срок службы аккумулятора вследствие плохого использования

активной массы положительных пластин. Пластины отделены друг от друга сепараторами 10, изготовленными из изоляционного кислото­стойкого н пористого материала: микропористого эбонита (мипора), микропористой пластмассы (мипласта) и др. Сепаратор предохраняет пластины от короткого замыкания при их короблении. В аккумуля­торах типов ВПМ и ВНЦ применяют сепараторы, состоящие из слоев мипласта стеклоткани и винипласта.


На дне эбонитового бака 11, в котором смонтирован аккумулятор, имеются ребра 16, на которые опираются пластины. Таким образом, под Пластинами создается некоторое свободное пространство, где скап­ливается свинцовый осадок (шлам), образующийся вследствие отпа­дания отработавшей активной массы. Сверху бак закрыт эбонитовой крышкой 9, которая защищает внутренность аккумулятора от попа­дания воды и грязи. Зазоры между крышкой и баком уплотнены ас­бестовым шнуром 8 и защищены кислотостойкой мастикой. В центре крышки имеется отверстие для заливки в аккумулятор электролита.

Рис. 48. Устройство стартерной аккумуляторной батареи: