Намазные пластины (рис. 45, б) имеют остов 7 из сплава свинца о сурьмой, выполненные в виде решетки, образующей ряд ячеек. Ячейки заполняют активной массой 6 в виде пасты и закрывают с обеих сторон свинцовыми листами 5 толщиной 0,2—0,3 мм с большим количеством отверстий диаметром 1—1,5 мм. Эти листы удерживают активную массу в ячейках и в то же время обеспечивают доступ к ней электролита. Толщина решетки и количество в ней активной массы за-
висят от емкости и назначения аккумулятора. В некоторых конструкциях вместо свинцовых листов используют перфорированные листы из винипласта. К мостику 1, соединяющему несколько однополюсных пластин, припаивается выводной штырь 8.
Исходным материалом для приготовления паст для положительных и отрицательных пластин служат порошки из свинца и свинцовых окислов, которые замешиваются на водных растворах серной кислоты. Активное вещество таких пластин имеет пористое строение, в результате чего в электротехнических реакциях участвуют не только поверхностные, но и слои активной массы, лежащие на глубине.
Для повышения пористости активной массы и уменьшения ее усадки в пасту добавляют графит, сажу, кремний, стеклянный порошок, сернокислый барий и другие инертные материалы, называемые расширителями, которые, не принимая участия в электрохимических реакциях, затрудняют слипание (спекание) частиц свинца и предотвращают этим уменьшение пористости.
Намазные пластины имеют большую поверхность соприкосновения с электролитом и хорошо им пропитываются, что способствует обеспечению необходимых электрических характеристик аккумуляторов. Они обладают большей емкостью на 1 м2 поверхности по сравнению с другими типами пластин. Поэтому аккумуляторы с такими пластинами имеют сравнительно малые массу и объем и способны выдерживать при разряде очень большие токи. В зависимости от принятой технологии пластины могут изготовляться заряженными или разряженными частично или полностью. Аккумуляторы, изготовленные из таких пластин, называют сухозаряженными или несухозаряженными. Следует отметить, что положительные пластины намазного типа подвержены коррозии и вследствие этого имеют значительно меньший срок службы, чем отрицательные. Поэтому в вагонных аккумуляторах намазные пластины применяются только в качестве отрицательных. Однако и их срок службы невелик (300—400 циклов)..
Пластины панцирного типа (рис. 45, е) имеют защитный панцирь (чехол) 9, состоящий из ряда трубок 14, в которых находится активная масса 12. В трубках прорезаны отверстия в виде узких полукольцевых щелей шириной около 0,2 мм, которые обеспечивают доступ электролита к активной массе и предохраняют ее от выпадания даже при резких толчках. В некоторых конструкциях трубки панциря не имеют щелей, а выполнены из изоляционного высокопористого
Рис. 46. Устройство аккумулятора ВПМ-400
Кислотостойкого и антикоррозионного материала (из очень тонких стеклянных нитей, спекаемых со специальной пластмассой), хорошо пропускающего кислоту. Для подвода тока к активной массе при заряде и отвода при разряде внутри каждой трубки проходит свинцовый стержень 13, строго центрированный относительно трубки при помощи нескольких бобышек 11. Стержни сверху и снизу припаяны к попе-
:Н
Рис. 47. Устройство аккумуляторов ГТ-390: / — металлический поддон-. 2 — амортизатор; .3 — соединительные зажимы: 4 — соединительная шина; 5 — деревянный ящик; в — выводная шина; ? —ребра; 8 — отрицательная пластина; 9 — трубки положительных пластин; 10— сепаратор; // — положительная пластина; 12— предохранительный щиток; 13 — мостик; 14 — выводной штырь; 15 — эбонитовый бак; /« — крышка; /7 —пробка; 18 — поплавковый указатель
речным свинцовым планкам 10; это придает пластине прочность. Снаружи панцирь имеет вертикальные ребра. Панцири изготовляют из эбонита, полиэтилена и других материалов. Расход свинца при изготовлении пластины панцирного типа небольшой, механическая прочность их высока, а срок службы (1000—1500 циклов) намного больше, чем у намазных положительных пластин. Масса аккумуляторов с пластинами этого типа меньше, чем с поверхностными пластинами. Поэтому они широко применяются на тяговых и вагонных аккумуляторах.
В аккумуляторах типов ВПМ-440 и ВНЦ-400 (рис. 46) применены панцирные положительные и отрицательные намазные пластины. Положительный 13 и отрицательный 12 полублоки объединяются в общий блок 5 так, чтобы за пластиной одной полярности располагалась пластина другой полярности. По краям ставят отрицательные пластины 2, а значит, отрицательных пластин на одну больше, чем положительных. Это объясняется тем, что установленная с краю положительная пластина работала бы только одной стороной и из-за неравномерной нагрузки быстро коробилась. Кроме того, при этом сократился бы срок службы аккумулятора вследствие плохого использования
активной массы положительных пластин. Пластины отделены друг от друга сепараторами 10, изготовленными из изоляционного кислотостойкого н пористого материала: микропористого эбонита (мипора), микропористой пластмассы (мипласта) и др. Сепаратор предохраняет пластины от короткого замыкания при их короблении. В аккумуляторах типов ВПМ и ВНЦ применяют сепараторы, состоящие из слоев мипласта стеклоткани и винипласта.
На дне эбонитового бака 11, в котором смонтирован аккумулятор, имеются ребра 16, на которые опираются пластины. Таким образом, под Пластинами создается некоторое свободное пространство, где скапливается свинцовый осадок (шлам), образующийся вследствие отпадания отработавшей активной массы. Сверху бак закрыт эбонитовой крышкой 9, которая защищает внутренность аккумулятора от попадания воды и грязи. Зазоры между крышкой и баком уплотнены асбестовым шнуром 8 и защищены кислотостойкой мастикой. В центре крышки имеется отверстие для заливки в аккумулятор электролита.
Рис. 48. Устройство стартерной аккумуляторной батареи:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.