Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 11

Для сохранения неизменной полярности напряжения U, подавае­мого на нагрузку rв и аккумуляторную батарею АБ} в преобразо­вателе К694L. применен переключатель полярности, состоящий из двух двухполюсных контакторов К5 и Кб (рис. 13). Этот переключатель действует следующим образом. Когда якорь генератора вращается по часовой стрелке и э. д. с. Е направлена от щетки А к щетке Б, ток про­текает через вентиль В1 и катушку контактора К5. При этом контактор К5 включается, присоединяя положительный полюс электрической сети вагона к положительной щетке Б, а отрицательный полюс сети к отрицательной щетке Л Через катушку контактора Кб ток не проходит, так как в ее цепь вклю чен закрытый вентиль В2. При изменении направления вращения якоря изменяется направление э. д. с. Е, вследствие чего меняется и полярность щеток. Ток проходит через вентиль В2 и катушку контактора Кб, который при своем включении присоединит положи тельный полюс сети к положительной щетке Л, а отрицательный — к щетке Б. Контактор К5 при этом не включится, так как вен тиль не пропустит ток через его катушку.

Рис. 12. Переключатель полярности В1 генератора DAGG-28В                   

Пуск двигатель-генераторного агрегата на стоянках. На длитель­ных стоянках поезда приводной электродвигатель может быть под­ключен к внешней трехфазной се­ти.    Для    уменьшения    пускового тока    пуск   электродвигателя осу­ществляют без нагрузки, т. е. при невозбужденном   генераторе. В си­стеме электроснабжения с агре­гатом 01ЮО-28В это достигается путем  включения в цепь  парал­лельной обмотки возбуждения до­бавочного резистора и перевода регулятора РНГ в  режим работы, соответствующий минимальному току возбуждения. В системе элект­роснабжения с агрегатом  К694Ь в схеме его возбуждения предусмот­рена блокировка, не  позволяющая осуществить подключение обмотки возбуждения   к   якорю   при малой частоте вращения. Для этого в тор­цовой  части  агрегата К694Ь смон­тирован   небольшой   вспомогатель­ный    генератор    ВГ    переменного тока индукторного типа, к которо­му   подключена   катушка    контак­тора К4.   При увеличении   часто­ты   вращения   генератора   возрас­тает э. д. с,   индуктированная   во вспомогательном генераторе ВГ, и

Рис.   13.   Переключатель   полярности   ге­нератора К694Ь

ток в цепи катушки контактора К4. По достижении определен­ной частоты вращения ток ста­новится достаточно большим, чтобы сработал этот контактор и подключил обмотку возбужде­ния генератора параллельно его якорю. В результате генератор самовозбуждается и на его вы­ходных зажимах устанавливает­ся напряжение определенного значения, которое в дальней­шем поддерживается стабильным регулятором   РНГ.

Пуск приводного асинх­ронного двигателя обычно осуществляют путем переклю­чения обмотки статора со «звез­ды» на «треугольник». В систе­ме с агрегатом 01ЮО-28В требуемые переключения производят с помощью трех полюсного переключателя, а в системе с агрегатом К694Ь — автоматически с помощью реле времени. В начальный мо­мент пуска включается трехполюсный контактор К/, подключающий обмотку статора ОС к сети, а затем двухполюсный контактор К2, осу­ществляющий соединение ее по схеме «звезда» (на рис. 13 показана только силовая часть схемы). Как известно, при схеме «звезда» напря­жение, подаваемое на фазу статора, будет в Уз раз меньше по срав­нению со схемой «треугольник», что обеспечивает снижение пускового тока в линейных проводах в 3 раза. Через 10 с после начала пуска, когда частота вращения ротора двигателя станет близкой к номиналь­ной и пусковой ток существенно уменьшится, контактор 7(2отключает­ся и включается трехполюсный контактор КЗ: обмотка двигателя ста­тора переключается на .нормальную схему «треугольник».

Установка генераторов на вагоне и способы их охлаждения. Место установки генератора на вагоне определяется в основном его мощтностью, габаритными размерами и конструкцией привода. Генераторы вагонов без кондиционирования воздуха мощностью до 8—10 кВт имеют относительно небольшие габаритные размеры, массу и укрепляются к кузову вагона или к тележке (на продольной или поперечной ее балке). Генераторы вагонов с кондиционированием воздуха мощтностью 20—30 кВт имеют значительную массу и габаритные размеры, что не позволяет устанавливать их на тележку. Поэтому их подвешивают под кузовом вагона в средней его части, укрепляя на хребтовой балке.

Вагонные генераторы работают при значительно изменяющейся нагрузке. Поэтому важное значение для их работы приобретают условия охлаждения. Так как генераторы устанавливают под вагонами, то их  выполняют закрытыми  и охлаждают путем обдува     потоком


Рис. 14. Системы охлаждения генераторов пассажирских вагонов

встречного воздуха. В генераторах мощностью 4,5—8 кВт, кроме об­дува корпуса 3 потоком воздуха, используют дополнительное охлаж­дение с помощью вентилятора 2 (рис. 14, а), установленного на валу якоря /. Этот вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха внутри машины и усиление интенсивности теплообмена между ее нагретыми частями и корпусом. В некоторых машинах роль вентилятора играют вентиляционные лопасти, смонтированные в торцовой части сердеч­ника якоря. Для увеличения поверхности охлаждения корпуса гене­раторы снабжают наружными охлаждающими ребрами. В генераторах мощностью 20—30 кВт, устанавливаемых на вагонах с кондициони­рованием воздуха, используют дополнительные способы охлаждения. Так, на генераторах типа К694Ь устанавливают наружный вентиля­тор 2 (рис. 14, б) с обтекателем 4, обдувающий внешнюю поверх­ность корпуса 3 для более интенсивного отвода от нее тепла.

При движении поезда в охлаждающем воздухе во взвешенном со­стоянии находится значительное количество частиц пыли, снега. По­этому принимают меры, затрудняющие попадание этих частиц внутрь машины (уплотнения, фильтры и пр.), однако полностью исключить проникновение их в машину нельзя. В агрегатах типа 0\]00-28В применено охлаждение машины потоком воздуха, забираемым по воз­духоводу 5 из вагона 7 (рис. 14, в). В этом воздухе содержится мини­мальное количество пыли и грязи, и он имеет относительно постоян­ную температуру, так как вагон оборудован установками для конди­ционирования воздуха. Воздух для охлаждения генератора предвари­тельно фильтруется в приемных жалюзи 6. В зимнее время охлажде­ние генератора воздухом, забираемым из вагона, не допускается.