ГЕНЕРАТОРЫ
Генераторы постоянного тока пассажирских вагонов
В пассажирских вагонах постройки ГДР, ПНР и ВНР установлены генераторы постоянного тока с параллельным возбуждением. На вагонах без кондиционирования воздуха постройки ГДР применяют генератор типа 23.07/21 или его модификации 23.07/11,15, 17 u 19, а на вагонах постройки ПНР — однотипный с ним генератор PW-l14a. На вагонах с кондиционированием воздуха используют генераторы K694L и DUGG-28B. Основные технические данные генераторов приведены в табл. 1.
Ток нагрузки генератора Iн, а следовательно, и ток в обмотке якоря Iя»Iн определяются мощностью подключенных к генератору потребителей и током заряда аккумуляторной батареи. Ток возбуждения Iв зависит от работы регулятора РНГ, который изменяет его так, чтобы обеспечить стабилизацию напряжения генератора.
Электрические и магнитные свойства генераторов постоянного тока, применяемых на пассажирских вагонах, определяются как и для стационарных машин, по их характеристикам (характеристика холостого хода, внешняя, регулировочная и скоростная). Однако у генераторов с приводом от оси колесной пары частота вращения изменяется, поэтому в отличие от стационарных машин у них характеристика каждого тина — это семейство кривых для всего диапазона частот вращения. Характеристики обычно строятся для относительных значений э.д.с. Е, напряжения U, тока возбуждения Iв и тока
Таблица 1.
Тип генератора |
Номинальная длительная мощность кВт |
Диапазон рабочей частоты вращения об/мин |
Диапазон рабочего напряжения, В |
Масса, кг |
23/07.21 |
4,9 |
550-2900 |
53-65 |
185 |
23/07.11 |
4,5 |
650-2100 |
53-65 |
185 |
PW-114а |
4.55 |
650-2600 |
53-65 |
185 |
DUGG-28B |
28 |
600-3000 |
110-138 |
1200 |
K694L |
21,5 |
600-3000 |
110-135 |
1000 |
нагрузки Iн, выраженных в процентах от их номинального значения. На практике характеристики вагонных генераторов приводят обычно для трех значений частоты вращения п: наименьшей, средней и наибольшей.
Характеристики холостого хода. Этой характеристикой называется зависимость э.д.с. Е генератора (его напряжения Uo при холостом ходе) от тока возбуждения при неизменной частоте вращения (рис.1 а). При увеличении тока возбуждения возрастает магнитный поток Ф и э.д.с. генератора Е = сeпФ. При этом се — постоянный коэффициент, определяемый конструктивными параметрами данной машины (количеством проводников обмотки якоря, ее параллельных ветвей и полюсов), но не зависящий от режима ее работы.
При сравнительно небольших значениях тока возбуждения и потока магнитная цепь машины не насыщена и зависимость Е =f(Iв) линейна. Однако при возрастании тока Iв u потока Ф магнитная система насыщается и характеристика холостого хода становится нелинейной. Нелинейность характеристики холостого хода определяется коэффициентом магнитного насыщения кнас, который представляет собой отношение отрезков аb/ас на магнитной характеристике машины (рис.1, б) при потоке Фном соответствующем значениям Еном, и nном. Обычно в генераторах постоянного тока кнас = 1,4-2.
При увеличении частоты вращения уменьшается ток возбуждения (т. е. потока Ф), необходимый для получения заданной э.д.с. Так, при наименьшей частоте вращения nмин для создания э.д.с. Еном необходимо иметь наибольший ток возбуждения Iвмакс; при увеличении частоты вращения до nмакс необходимый ток возбуждения уменьшается и составляет Iв мин. При изменении частоты вращения также несколько изменяется остаточная э.д.с. Eост, обусловленная остаточным магнетизмом машины. Характерная особенность генераторов, частота вращения которых изменяется в широких пределах, состоит в том, что, начиная со средней частоты вращения nср и выше, генераторы работают при слабом или совсем ненасыщенном магнитопроводе. Даже при наименьшей частоте вращения nмин э.д.с. Еном (точка А} соответствует примерно колену магнитной характеристики. Это объясняется стремлением понизить наибольший ток возбуждения Iвмакс,
Рис.1.Характеристики холостого хода (а) и магнитная характеристика (б)
чтобы создать более благоприятные условия для работы регулятора напряжения и уменьшения его габаритных размеров.
Генератор с параллельным возбуждением является самовозбуждающейся машиной. Самовозбуждение генератора возможно только при выполнении определенных условий. Для установления их рассмотрим процесс изменения тока iв в контуре обмотка возбуждения - якорь при режиме холостого хода. Для рассматриваемого контура согласно второму закону Кирхгофа можно написать уравнение
где e. и iв, — мгновенные значения э д.с. Е и тока Iв; мгновенное значение э.д.с. самоиндукции, индуктируемой в обмотках возбуждения и якоре при изменении тока iв; u=iвrв - мгновенное значение напряжения генератора, приложенное к цени возбуждения; rв — суммарное сопротивление цепи возбуждения генератора, т. е. обмотки возбуждения и исполнительного органа регулятора РНГ (сопротивлением обмотки якоря и добавочных полюсов можно пренебречь, тк как они значительно меньше сопротивления обмотки возбуждения); Lв — суммарная индуктивность цепи возбуждения (обмоток возбуждения и якоря).
Все члены, входящие в формулу (1), могут быть изображены графически На рис.2, а показаны зависимость - кривая 0В, представляющая характеристику холостого хода генератора, и вольт-амперная характеристика сопротивления его цепи возбуждения Последняя является прямой OA1, проходящей через начало координат под углом γ к оси абсцисс; при этом tg γ пропорционален rв. Из формулы (1) имеем, что
Следовательно, если разность положительна, то производная и происходит процесс увеличения тока возбуждения. Установившийся режим будет при , т. е. в точке С пересечения характеристики холостого хода 0В с прямой ОА1. При этом устанавливается постоянное напряжение холостого хода U0=E0 и ток возбуждения Iв0, определяемый напряжением генератора и сопротивлением его цепи возбуждения rв.
Анализ переходного процесса изменения тока iв, в контуре обмотка возбуждения - якорь позволяет установить следующие основные условия самовозбуждения.
Процесс самовозбуждения в генераторе может начаться только в том случае, если в начальный момент, когда iв = 0, в обмотке якоря индуктируется некоторая э.д.с. е, которая может быть создана лишь потоком остаточного магнетизма. Поэтому для начала процесса самовозбуждения генератора необходимо, чтобы в
Рис. 1. Графики изменения э.д.с. и напряжения генератора в процессе самовозбуждения
магнитной цепи машины был поток остаточного магнетизма, индуктирующий в обмотке якоря э.д.с. Еост.
При включении обмотки возбуждения ее м. д. с. должна быть направлена согласно с м. д. с. остаточного магнетизма. В этом случае под действием разности происходит процесс нарастания тока iв магнитного потока машины и э.д.с. е.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.