Установка генераторов на вагоне и способы их охлаждения. Место установки генератора на вагоне определяется в основном его мощностью габаритными размерами и конструкцией привода. Генераторы вагонов без кондиционирования воздуха мощностью до 8—10 кВт имеют относительно небольшие габаритные размеры, массу и укрепляются к кузову вагона или к тележке (на продольной или поперечной ее балке). Генераторы вагонов с кондиционированием воздуха мощностью 20—30 кВт имеют значительную массу и габаритные размеры, что не позволяет устанавливать их на тележку. Поэтому их подвешивают под кузовом вагона в средней его части, укрепляя на хребтовой
балке.
Вагонные генераторы работают при значительно изменяющейся нагрузке. Поэтому важное значение для их работы приобретают условия охлаждения. Так как генераторы устанавливают под вагонами, то их выполняют закрытыми, и охлаждают путем обдува потоком встречного воздуха.
Рис. 8. Системы охлаждения генераторов пассажирских вагонов
В генераторах мощностью 4,5—8 кВт, кроме обдува корпуса 3 потоком воздуха, используют дополнительное охлаждение с помощью вентилятора 2 (рис. 8, а), установленного на валу якоря 1. Этот вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха внутри машины и усиление интенсивности теплообмена между ее нагретыми частями и корпусом. В некоторых машинах роль вентилятора играют вентиляционные лопасти, смонтированные в торцовой части сердечника якоря. Для увеличения поверхности охлаждения корпуса генераторы снабжают наружными охлаждающими ребрами. В генераторах мощностью 20—30 кВт, устанавливаемых на вагонах с кондиционированием воздуха, используют дополнительные способы охлаждения. Так, на генераторах типа K694L устанавливают наружный вентилятор 2 (рис. 8, б) с обтекателем 4, обдувающий внешнюю поверхность корпуса 3 для более интенсивного отвода от нее тепла.
При движении поезда в охлаждающем воздухе во взвешенном состоянии находится значительное количество частиц пыли, снега. Поэтому принимают меры, затрудняющие попадание этих частиц внутрь машины (уплотнения, фильтры и пр.), однако полностью исключить проникновение их в машину нельзя. В агрегатах типа DUGG-28B применено охлаждение машины потоком воздуха, забираемым но воздуховоду 5 из вагона 7 (рис. 8, в). В этом воздухе содержится минимальное количество пыли и грязи, и он имеет относительно постоянную температуру, так как вагон оборудован установками для кондиционирования воздуха. Воздух для охлаждения генератора предварительно фильтруется в приемных жалюзи 6. В зимнее время охлаждение генератора воздухом, забираемым из вагона, не допускается.
Недостатки генераторов постоянного тока. Генераторам этого типа присущи общие недостатки машин постоянного тока: невысокая надежность, необходимость тщательного ухода за коллектором и щеточным аппаратом (периодическая смена щеток, чистка коллектора и пр.). Это вызывает осложнения при эксплуатации генераторов на вагонах, где затруднены систематические наблюдения и уход за коллектором и щеточным аппаратом. Необходимость иметь специальные переключатели полярности существенно усложняет конструкцию генератора.
Отказы генераторов.
К наиболее часто встречающимися отказам ГПВ относятся повреждения подшипников, недопустимое снижение сопротивления изоляции, витковые замыкания, выгорание токоведущих частей.
Система технического обслуживания и ремонта.
Поддержание электрооборудования вагонов в работоспособном состоянии достигается системой технического обслуживания и периодических ремонтов. Для электрического оборудования пассажирских вагонов приняты следующие виды технического обслуживания: техническое обслуживание TO-1 — ежедневно в пути следования, в пунктах формирования и оборота перед отправлением в рейс; техническое обслуживание TO-2—перед началом летних и зимних перевозок; техническое обслуживание TO-3—единая техническая ревизия в пунктах формирования через 6 месяцев после постройки или после любого вида планового ремонта. Плановые ремонты электрооборудования пассажирских вагонов выполняются в депо или на вагоноремонтных заводах и по периодичности совпадают с плановыми ремонтами соответствующего типа вагона. Новые вагоны первому деповскому ремонту подвергаются через 2 года после постройки, а каждый последующий производится через один год после предыдущего планового ремонта.
Осмотр и проверка электрических генераторов
Осмотр генераторов. Работники бригады по ремонту генераторов начинают ТО-2 с проверки состояния элементов подвески, предохранительных и натяжных устройств, фрикционных н соединительных муфт, машинных шкивов ременного привода. Вал подвески генераторов с ременным приводом смазывают солидолом. Затем снимают защитный кожух, осматривают щетки, щеткодержатели, коллектор и проверяют легкость перемещения перекидных траверс генераторов продольного поля под действием трения щеток о коллектор. Заменяют изношенные щетки, слабые или лопнувшие пружины щеткодержателей. Новые щетки притирают к поверхности коллектора. Если над поверхностью коллектора выступает межламельная изоляция, то его продороживают.
При выполнении ТО-2 необходимо обращать особое внимание на легкость перемещения генератора относительно вала подвески (вдоль вагона), наличие предохранительных скоб и отсутствие на них трещин. Во время осмотра все трущиеся узлы подвески смазывают и заправляют масленки солидолом. Проверяют положение подвешенного генератора (см. рис. 10) и состояние машинного шкива.
При проведении осмотров ВС, ОС и технической ревизии выполняют работы в объеме ТО-2, а также проверяют и восстанавливают все отсутствующие и неисправные уплотнения. У генераторов переменного тока изменяют уровень зарядного напряжения, создаваемого вольтодобавочной обмоткой. При технической ревизии проверяют также износ коллектора, состояние щеток н щеткодержателей. Пластины коллектора, износ которых менее 0,2 мм, полируют, менее 0,5 мм - шлифуют, более 0,5 мм — протачивают. При необходимости продороживают миканитовую изоляцию между пластинами и устраняют перекос щетки в щеткодержателе. Работу подшипников контролируют на слух. Генераторы продувают сухим сжатым воздухом при давлении 2—3,5 кгс/мм2. Щетки, имеющие износ более 60% номинальной высоты, отколы более 15% рабочей поверхности н надрывы шунтов, заменяют. Осматривают также штепсельные разъемы генераторов, очищают от пыли и протирают бензином изоляционные колодки, проверяют состояние накидных гаек и корпусов разъемов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.