Регулировочные характеристики. Каждая из регулировочных характеристик генератора, полученных при различных частотах вращения (рис 3 представляет зависимость тока возбуждения Iв от тока нагрузки Iн неизменном напряжении U и постоянной частоте вращения п. Регулировочная характеристика показывает, как надо изменять ток в обмотке возбуждения генератора, чтобы напряжение его при изменении тока нагрузки было постоянным. Пока генератор работает при нагрузках, не превышающих номинальную, т. е. на пологой начальной части внешней характеристики, напряжение его уменьшается сравнительно мало и ток возбуждения должен возрастать незначительно. При дальнейшем увеличении нагрузки напряжение генератора начинает резко падать, значит, ток возбуждения должен сильно увеличиться. Точки А1, А2, и А3, регулировочных характеристик соответствуют режиму холостого хода. По регулировочным характеристикам можно определить наибольший и наименьший токи возбуждения, необходимые для стабилизации напряжения генератора на уровне Uном, при изменении частоты вращении и нагрузки. Наименьший ток Iв мин, соответствует наибольшей частоте вращения пмакс холостому ходу машины; наибольший ток Iв макс - наименьшей частоте вращения nмин и номинальной нагрузке Iном.
Скоростные регулировочные характеристики. Эти характеристики (рис. 3, б) представляют собой зависимости тока возбуждения Iв от частоты вращения п при постоянном напряжении U на зажимах генератора и неизменном токе нагрузки. Обычно их строят для номинального напряжения генератора при холостом ходе (кривая 1) и номинальной нагрузке (кривая 2). По этим кривым можно определить токи Iв мин и Iв макс т.е. диапазон изменения тока возбуждения, необходимый для поддержания стабильного напряжения на нагрузке. Отношение называют коэффициентом регулирования тока возбуждения. Для современных генераторов пассажирских вагонов ki= 12¸15.
Устройство. Генераторы типа 23/07.21, его модификации 11, 15, 17, 19 и однотипный с ними генератор PW-114a представляют собой четырехполюсные машины закрытого исполнения (рис. 4). Корпус генераторов литой. В верхней части его имеются лапы для крепления генератора к раме тележки. Полюсы собраны из листовой электротехнической стали и прикреплены к остову болтами. На полюсах имеются катушки обмотки возбуждения. Подшипниковый щит, установленный со стороны коллектора, закрыт съемным ленточным кожухом, который позволяет осматривать коллектор и щетки. Якорь генератора выполнен из изолированных листов электротехнической стали, собранных в сердечник, напрессованный на вал. Обмотка якоря волновая ступенчатая, выполненная из одновитковых секций. Якорные катушки укладываются в пазы сердечника якоря в два слоя. Применение ступенчатой обмотки способствует улучшению коммутации. Концы секций обмотки якоря соединяются с соответствующими пластинами коллектора. Со стороны, противоположной коллектору, на валу якоря установлена муфта для соединения генератора с редукторно-карданным приводом.
Рис. 3. Регулировочные (а) и скоростные регулировочные характеристики (б)
Рис. 4 Устройство генератора 23/07.21:
1-корпус; 2,12-подшипниковые щиты; 3- шарикоподшипник; 4-штепсельный разъем; 5-щеточная траверса; 6 – коллектор; 7 - съемный кожух; 8 - обмотка возбуждения; 9- якорь; 10 - полюс; 11-лапы; 13 - обмотка якоря; 14 - приводная муфта.
Щеточный аппарат генератора этого типа имеет особую конструкцию Щеточная траверса 5 установлена на подшипниковом щите 2 и может свободно поворачиваться на его втулке на 90°. При изменении направления вращения якоря траверса под действием силы трения щеток о коллектор поворачивается на 90° и щетки изменяют свое положение относительно полюсов (смещаются на одно полюсное деление), а в результате этого полярность щеток остается неизменной. В генераторе смонтировано четыре щеткодержателя, в каждом из которых установлено по одной щетке марки ЭГ-14 Противоположно расположенные щеткодержатели соединяются между собой попарно и провода от них выводятся к выводным зажимам.
Генератор 23/07.11 отличается от генератора 23/07.21 конструкцией остова и элементами крепления. Этот генератор подвешивается на раме тележки и приводится во вращение с помощью ременного привода. Для этого на его валу устанавливают шкив, а в верхней части остова крепят литую коробку, на которой смонтирован вал для подвески генератора к раме вагона и пружина для натяжения ремня.
На вагонах с кондиционированием воздуха устанавливают агрегаты, состоящие из генератора постоянного тока и трехфазного асинхронного двигателя для вращения генератора на стоянках. Генератор и электродвигатель (рис. 5) расположены в одном корпусе, имеют общий вал и представляют единую электрическую машину. Все эти генераторы являются четырех полюсными машинами закрытого исполнения. Технические данные их приведены в табл. 2.
Генератор имеет стальной литой разъемный корпус, в части 17 которого запрессован пакет статора 7 асинхронного электродвигателя с обмоткой 5; в другой части 16 остова укреплены полюсы генератора постоянного тока: главные и добавочные, с соответствующими обмотками 9 и 10. Агрегат DUGG-28B имеет смешанное возбуждение, агрегат KG94L — параллельное. На валу 2 машины установлены ротор 6 асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой обмоткой типа «беличья клетка», якорь 11 генератора постоянного тока, коллектор 12 и вентиляторы 3 и 8, обеспечивающие интенсивное охлаждение нагретых частей машины. С торцов остов закрывается двумя подшипниковыми щитами 1 и 15, в которых смонтированы подшипники качения 4. На щеточной траверсе смонтированы четыре щеточных пальца, на которых установлены щеткодержатели 13 со щетками марки ЭГ-2А. Конец вала 2 машины соединяют с карданным валом привода. В агрегате DUGG-28B со стороны коллектора смонтирован специальный переключатель, закрытый кожухом 14. Переключатель обеспечивает сохранение неизменной полярности напряжения, подаваемого на нагрузку при изменении направления вращения генератора.
Переключатели полярности. В агрегате DUGG-28B применен переключатель полярности, смонтированный внутри агрегата. Две пары неподвижных контактов 1, 2, 3 и 4 (рис. 6) переключателя могут замыкаться двумя подвижными контактами 5 и 7, установленными на изоляционной планке 6. Подвижные контакты перемещаются при помощи поворотной траверсы 8, на которую действуют кулачки 10 и\ 11 шайбы 9, установленной на валу электромашинного преобразователя- Планка 6 укреплена эксцентрично относительно оси поворота траверсы 8. Поэтому при ее повороте контакты 5 и 7 перемещаются вверх и вниз.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.