Положительная разность , необходимая для возрастания тока возбуждения от нуля до установившегося значения Iво, может быть только в том случае, если в указанном диапазоне изменения тока tв прямая OА1 располагается ниже характеристики холостого хода. При изменении сопротивления цепи возбуждения rв изменяется угол g наклона прямой ОА к оси тока и при некотором критическом значении этого угла gкр, соответствующем сопротивлению, rв кр, прямая ОА3 практически совпадает с прямолинейной частью характеристики холостого хода. В этом случае и процесс самовозбуждения становится невозможным. Следовательно, для самовозбуждения генератора необходимо, чтобы сопротивление цепи возбуждения было меньше критического значения. Это условие ограничивает возможный диапазон регулирования тока возбуждения, а следовательно, и напряжения генератора с параллельным возбуждением. Обычно уменьшать напряжение генератора путем изменения rв можно лишь до (0.6 ¸ 0,7) Uном.
Для генераторов, приводимых во вращение от оси колесной пары, существуют еще и три дополнительных условия самовозбуждения.
При разгоне поезда до достижения частоты вращения nмин генератор должен работать при холостом ходе. Если во время разгона к генератору подключить большую нагрузку, то вследствие значительного падения напряжения в якоре напряжение на его зажимах в начале разгона снизится почти до нуля и процесс самовозбуждения не начнется. Следовательно, в системе электроснабжения должна быть предусмотрена аппаратура, предотвращающая возможность подключения к генератору нагрузки при п < nмин.
Сопротивление цепи возбуждения должно быть ниже критического для каждой данной частоты вращения. Поэтому для быстрого возбуждения генератора рекомендуется при разгоне поезда не вводить в пень возбуждения никаких дополнительных резисторов.
Если уменьшить частоту вращения n, то соответственно сместится вниз характеристика холостого хода (рис. 1, б), уменьшится критическое сопротивление. Так, для частоты вращения n2 критическое сопротивление соответствует прямой ОА2 с углом g2 < g3. Следовательно, для каждого сопротивления цепи возбуждения генератора можно подобрать такую частоту вращения n, при которой это сопротивление станет критическим. Эта частота вращения называется «мертвой». Очевидно, что «мертвая» частота вращения для самой обмотки возбуждения без добавочных резисторов будет той наименьшей частотой вращения, ниже которой невозможен процесс самовозбуждения в генераторе. По этой причине в некоторых системах для ускорения возбуждения генератора при разгоне поезда на обмотку возбуждения подают питание от аккумуляторной батареи при помощи соответствующего реле.
При изменении направления вращения якоря генератора направление тока в обмотке возбуждения должно оставаться неизменным; тогда создаваемый этой обмоткой магнитный ноток не уничтожит поток остаточного магнетизма. В генераторах обычного типа это достигается переключением проводов, присоединяющих обмотку возбуждения к щеткам машины. В генераторах с поворотной щеточной траверсой никаких переключении обмотки возбуждения производить не нужно, так как у них полярность щеток не меняется.
Внешние характеристики Внешней характеристикой генератора (рис. 2, а) называется зависимость напряжения U от тока нагрузки Iв при неизменной частоте вращения п и неизменном сопротивлении rвцепи возбуждения. Напряжение генератора
При увеличении тока нагрузки Iн, а следовательно, и тока якоря Iя напряжение уменьшается по следующим причинам:
в результате потери напряжения Iяrя на внутреннем сопротивлении rя цепи якоря (сопротивление обмоток якоря н добавочных полюсов);
Рис. 2. Внешние характеристики при работе генератора без регулятора «напряжения (а} и с регулятором (б)
вследствие уменьшения э.д.с. Е в результате размагннчивающего действия реакции якоря, под которой понимают воздействие на режим работы машины потока якоря Фя созданного током Iя, при этом магнитный поток Ф машины при нагрузке становится меньше потока , при холостом ходе;
из-за уменьшения тока возбуждения а следовательно, и потока Фв, создаваемого обмоткой возбуждения, вследствие уменьшения напряжения U генератора.
Для генераторов с параллельным возбуждением изменение напряжения при переходе от режима холостого хода к номинальной нагрузке составляет 5—10%. Генератор может работать устойчиво только на участке АБ внешней характеристики. Рабочим является начальный ее участок до номинального тока Iном. Участок БВ характеристики соответствует неустойчивой работе генератора и при достижении критического тока Iкр генератор, размагничиваясь, переходит в режим короткого замыкания, соответствующий точке В. В этом режиме напряжение генератора и ток возбуждения становятся равными нулю, вследствие чего ток короткого замыкания Iкз создается только за счет э.д.с. остаточного магнетизма. По этой причине установившийся ток Iкз в большинстве случаев не превышает номинального тока. Ударный ток короткого замыкания (ток, возникший при переходном процессе в момент короткого замыкания) может быть в несколько раз больше номинального.
При работе генератора совместно с РНГ до некоторого предельного тока последний поддерживает напряжение генератора практически неизменным (рис. 2,6). Только после достижения Iпр регулятор РНГ перестает стабилизировать напряжение и генератор переходит на работу по естественной части соответствующей характеристики. Работа его будет устойчивой до точки Б и неустойчивой от точки Б до точки В. При наименьшей частоте вращения nмин ток Iпр мин близок к критическому и для вагонных генераторов составляет примерно 100—110% номинального Iном. Следовательно, при nмин эти генераторы не имеют запаса по мощности. С увеличением частоты вращения до наибольшей предельный ток достигает величины Iпр. макс=(2¸4)Iном.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.