Изменение режимов работы.
Изменение режимов работы связано с изменением нагрузки и изменением частоты вращения. Уровень выходного напряжения генератора в установившихся режимах работы определяется структурной схемой АСЭС и условиями заряда батареи. На отклонениях же напряжения в переходных и аварийных режимах следует остановиться подробнее.
Все отклонения напряжения, превышающие установленный уровень, относятся к перенапряжениям. В схемах АСЭС выделяют два вида перенапряжений: кратковременные и длительные. Источником любого из них является генератор.
Кратковременные (импульсные) перенапряжения возникают при рабочих или аварийных отключениях цепей питания потребителей когда резко меняется (уменьшается) ток в цепи генератора. Длительность таких перенапряжений составляет несколько десятков миллисекунд (20-30 мс). Амплитуда же определяется индуктивностью якорной обмотки и скоростью изменения тока, протекающего по ней. Экспериментальные исследования, проведенные во ВНИИЖТ , показали, что скорости изменения тока в обмотке генератора могут меняться в широком диапазоне от 500 до 104А/с.
Заметно ограничивает амплитуду импульсных перенапряжений батарея вагона. Всплеск коммутационного перенапряжения сопровождаются кратковременным увеличением зарядного тока. Это заметно уменьшает скорость изменения тока генератора и амплитуду перенапряжения. Таким образом, проявляется демпфирующее влияние батареи. Экспериментальные исследования показывают, что в АСЭС с включенной батареей перенапряжения, возникаю при рабочих отключениях даже самых мощных потребителей, не представляют опасности для потребителей, оставшихся в работе.
Положительное демпфирующее действие батарея проявляется и при аварийных отключениях потребителей, что имеет место при срабатывании тепловых реле или перегорании плавких вставок предохранителей. Хотя перенапряжения при этом несколько увеличиваются они не оказывают вредного воздействия на такие потребители, как электрические машины и нагревательные элементы. Возможность же их вредного воздействия на полупроводниковые элементы, входящие в состав блоков регулирования, защиты и прочие устройства, предотвращается специальными элементами защиты во входных цепях этих блоков.
Наиболее неблагоприятные условия для работы вагонных потребителей создаются в АСЭС при отключенной батарее. Перенапряжения в этом случае заметно возрастают даже при рабочих отключениях отдельных цепей. Например, в процессе испытаний АСЭС с отключенной батареей и работающим генератором DUGG- 28В были зафиксированы перенапряжения до 160 - 185 В при коммутации токов 50 - 100 A.
Эти напряжения представляют опасность для ламп накаливания. По этой причине работа АСЭС с отключенной батареей запрещена существующими правилами эксплуатации.
По уровню возникающих перенапряжении наиболее опасным является процесс перегорания плавкой вставки предохранителя батареи. Прерываемые при этом аварийные токи значительно превосходят токи, отключаемые при коммутации самых мощных потребителей. Сочетание же этого фактора с отсутствием демпфирующего действия батареи приводит к возникновению перенапряжении амплитуда которых в несколько раз превышает номинальное напряжение. Так, в той же схеме АСЭС с генератором DUCG- 28В искусственный обрыв цепи батареи, потреблявшей зарядный ток порядка 120 А. вызвал перенапряжение до 250 В при длительности до 50 мс. При этом сработала защита от перенапряжении (РМН), разорвав цепь питания обмотки возбуждения. Генератор развозбудился и его напряжение снизилось до безопасного уровня.
Однако, несмотря на срабатывание РМН, такие режимы представляют опасность для ламп накаливания, отдельные взрывы которых фиксировались при исследованиях подобных режимов.
Длительные перенапряжения в АСЭС возникают при отдельных неисправностях РНГ, когда создаются условия для бесконтрольного увеличения выходного напряжения генератора в процессе самовозбуждения.
Опасность заключается в том, что зарядные токи батареи в этом случае могут также заметно превысить допустимые. При сохранении скорости движения неизменной этот режим сохранится достаточно долго, вызывая перезаряд батареи и перегрузку генератора. Перегруженными окажутся и его якорная обмотка, и обмотка возбуждения. Возможное увеличение скорости повлечет за собою увеличение перегрузки. В результате возможен отказ батареи. Отключение перегруженных цепей предохранителями произойдет лишь в том случав, если их токи будут превышать номинальные токи плавких вставок более чей в 1.6 раза.
Напомним, что (по ГОСТ I7242-7I) отношение минимального тока плавления к номинальному для предохранителей составляет 1,6 + 1,75. Работать в таком предельном режиме предохранитель может в течение часа. Крайне нежелательным в этих условиях является перегорание вставки предохранителя в цепи батареи, что приведет к значительному перенапряжению.
Единственным средством защиты в таком случае остается реле максимального напряжения (РМН). Уровень (уставка) срабатывания PМH должен как можно ближе находиться к уровню выходного напряжения генератора.
Оптимальным следовало бы признать защиту РМН, уровень срабатывания которой в процессе работы АСЭС менялся бы вместе с существующим изменением зарядного напряжения.
В настоящее же время уставка РМН устанавливается с учетом наибольшего зарядного напряжения зимнего режима. Если принять погрешности работы регулятора напряжения и устройств защиты на уровне ±3%, то напряжение срабатывания РМН должно составить I55B в вагонах с/к и 75В в вагонах б/к.
В этих условиях при отказе РНГ и невысокой скорости движения напряжение генератора может длительно удерживаться на уровне срабатывания РМН. В результате возможны описанные выше режимы перегрузки батареи и опасных перенапряжений возникающих при обрыве ее цепи.
Литература.
1. В.Е.Новиков «Энергетическое оборудование вагонов и вагоноремонтных предприятий и его ремонт». Задание на курсовую работу с методическими указаниями РГОТУПС Москва –2000 год.
2. В.П.Егоров «Электрооборудование пассажирских вагонов» Москва Транспорт 1987 г.
3. Вагоны пассажирские, магистрали железных дорог. Инструкция по техническому обслуживанию оборудования (№ 104/ПКБ) Москва Транспорт 1986 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.