Генераторы постоянного тока пассажирских вагонов, страница 4

Подпись: Рис 5. Устройство генератора DUGG 28В

Подпись:  При вращении вала генератора по часовой стрелке (рис. 6, а} кулачок 11 упирается в правый выступ траверсы 8 и поворачивает ее против часовой стрелки. Планка 6 перемещается вниз, вследствие че­го контакт 5 соединяется с контактом 4, а контакт 7 — с контактом 1. В этом положении переключателя щетки А (рис. 6, в),

которые при данном направлении вращения якоря генератора имеют положитель­ную полярность, соединяются с положительным зажимом В на клеммовой панели, а щетки Б - с отрицательным зажимом Г.

Таблица 2.

Технические данные

Агрегат

DUGG-28B

K694L

Генератор

Номинальная мощность, кВт:

при движении поезда

на стоянке

диапазон рабочего напряжения, В

Номинальный ток, А:

при движении поезда

на стоянке

диапазон рабочей частоты вращения, об/мин

Электродвигатель

Номинальная мощность, кВт

Номинальное напряжение, В

Номинальный ток, А

Частота тока, Гц

Частота вращения, об/мин

28

21

110—138

203

152

600-3000

28

220/380

97/56

50

1440

21,5

17,5

110-135

155

130

520-3000

22

380

51

50

1450

При вращении вала генератора против часовой стрелки кулачок 10 (рис. 6, б) упи­рается в левый выступ траверсы 8 и поворачивает ее по часовой стрел­ке. При этом планка 6 поднимается вверх и контакт 5 соединяется с контактом 3, а контакт 7 — с контактом 2. В этом положении пере­ключателя щетки А (см. рис. 6, в), имеющие теперь отрицательную по­лярность соединяются с отрицательным зажимом Г на клеммовой па­нели, а щетки Б — с положительным зажимом В. Направление тока в катушках ОДП обмотки добавочных полюсов должно изменяться в соответствии с изменением тока в якоре. Поэтому эти катушки под­ключены до переключателя полярности. В катушках ОВ2 последова­тельной обмотки возбуждения направление тока должно оставаться не­изменным, так как ее магнитодвижущая сила должна всегда совпадать по направлению с магнитодвижущей силой катушек 0В1 параллель­ной обмотки возбуждения независимо от направления вращения якоря. В противном случае произойдет ослабление магнитного потока ге­нератора и его напряжение будет уменьшаться с ростом нагрузки. Чтобы этого не случилось, катушки последовательной обмотки воз­буждения подключены после переключателя полярности к выходным зажимам В и Г.

Для сохранения неизменной полярности напряжения U, подавае­мого на нагрузку rв и аккумуляторную батарею АБ, в преобразователе K694L применен переключатель полярности, состоящий из двух двухполюсных контакторов К5 и К6 (рис. 7). Этот переключатель действует следующим образом. Когда якорь генератора вращается но часовой стрелке и э.д.с. Е направлена от щетки  к щетке Б, ток про­текает через вентиль В1 и катушку контактора К5. При этом контактор К5 включается присоединяя положительный полюс электрической сети вагона к положительной щетке Б, а отрицательный полюс сети к отрицательной щетке А. Через катушку контактора К6 ток не проходит, так как и ее цепь вклю­чен закрытии вентиль В2. При из­менении направления  вращения якоря изменяется направление э. д. с. Е, вследствие чего меняет­ся и полярность щеток. Ток прохо­дит через вентиль В2 и катушку контактора К6, который при своем включении присоединит положи­тельный полюс сети к положитель­ной щетке А, а отрицательный— к щетке Б. Контактор К5 при этом не включится, так как вен­тиль В1 не пропустит ток через его катушку.

Пуск двигатель-генераторного агрегата на стоянках. На длитель­ных стоянках поезда приводной электродвигатель может быть под­ключен к внешней трехфазной се­ти. Для уменьшения пускового тока пуск электродвигателя осу­ществляют без нагрузки, т. е. при невозбужденном генераторе. В си­стеме электроснабжения с агре­гатом DUGG-28B это достигается путем включения в цепь парал­лельной обмотки возбуждения до­бавочного резистора и перевода регулятора РНГ в режим работы, соответствующий   минимальному току возбуждения. В системе элект­роснабжения с агрегатом K694L в схеме его возбуждения предусмот­рена блокировка, не позволяющая осуществить подключение обмотки возбуждения к якорю при малой частоте вращения. Для этого в тор­цовой части агрегата K694L смон­тирован небольшой вспомогатель­ный генератор ВГ переменного тока индукторного типа, к которо­му подключена катушка контак­тора К4. При увеличении часто­ты вращения генератора возрас­тает э.д.с., индуктированная во вспомогательном генераторе ВГ, и ток в цепи катушки контактора К4. По достижении определен­ной частоты вращения ток ста­новится достаточно большим, чтобы сработал этот контактор и подключил обмотку возбужде­ния генератора параллельно его якорю. В результате генератор самовозбуждается и на его вы­ходных зажимах устанавливает­ся напряжение определенного значения, которое в дальней­шем поддерживается стабильным регулятором РНГ.

Пуск   приводного   асинх­ронного   двигателя    обычно осуществляют путем переклю­чения обмотки статора со «звез­ды» на «треугольник». В систе­ме с агрегатом DUGG-28B требуемые переключения производят с помощью трех полюсного переключателя, а в системе с агрегатом K694L — автоматически с помощью реле времени. В начальный мо­мент пуска включается трехполюсный контактор K1, подключающий обмотку статора ОС к сети, а затем двухполюсный контактор К2, осу­ществляющий соединение ее по схеме «звезда» (на рис. 7 показана только силовая часть схемы). Как известно, при схеме «звезда» напря­жение, подаваемое на фазу статора, будет в раз меньше по срав­нению со схемой «треугольник», что обеспечивает снижение пускового тока в линейных проводах в 3 раза. Через 10 с после начала пуска, когда частота вращения ротора двигателя станет близкой к номиналь­ной и             

                          Рис 7.                    пусковой ток существенно уменьшится, контактор К2 отключает­ся и включается трехполюсный контактор КЗ: обмотка двигателя ста­тора переключается на нормальную схему «треугольник».