Глава первая.
МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА
В СИСТЕМЕ
СОВРЕМЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
Неудовлетворительное состояние современной западной теоретической мысли отмечается теми буржуазными исследователями, кто стал остро осознавать необходимость целостного философского подхода к проблемам человека, техники, культуры, определения их исторической перспективы. Так, известный западногерманский социолог X. Шельский пишет: «Неудивительно, если со временем социолог, устав от эмпиризма, от вопросов, что такое невроз или что значат для общества автоматизация и средства массовой коммуникации, задастся вопросом: что же стоит за феноменами, что можно считать „общим знаменателем" эпохи?».
В настоящее время, когда, в условиях научно-технического прогресса, проблема человека более чем когда-либо связана с его положением в сфере производительных сил, можно было бы ожидать убедительного анализа этой проблемы от философско-социологической литературы, опирающейся на данные науки о труде. Между тем в основной массе этой литературы, преимущественно технократически ориентированной, а также публикаций в области индустриальной социологии этих лет вопрос о субъективности человека просто не ставится. Хотя бурное развертывание научно-технического прогресса и сопутствующие ему фиксируются этой литературой, в ней молчаливо (и равнодушно) предполагается, что все касающееся человека остается прежним, не считать того, что роль его индивидуальной активности в производственном процессе закономерно умалилась, а функции оказались теснее прежнего связанными с механизированной (или автоматизированной) техникой.
Констатируя как очевидный факт отказ буржуазной социологии от крупномасштабных теоретических построений, отсутствие мировоззренческой значительности, желания касаться перспектив будущего для человека в складывающихся новых условиях, Шельский отмечал: «Со спадом прогрессистского оптимизма наша мысль стала удивительно слепа в отношении будущего; сошли со сцены политические, философские, социальные и моральные утопии, если только они не рисуют кошмары грядущего. Будущее больше не является темой больших утопий; им занимаются лишь отдельные отрасли литературы и научного знания".
Действительно, лишь немногие представители буржуазной индустриальной социологии продемонстрировали в своих исследованиях тенденцию к освещению новой ситуации человека, сочетая с социологическим философский, культурологический аспекты, поместив исследуемые явления в историко-культурную перспективу прошлого и будущего, в общий контекст эволюции труда, культуры, человеческой субъективности. Между тем без такой перспективы невозможно искать философского осмысления узловых проблем диалектики взаимодействия человека и техники, поставленных на повестку дня бурным развитием НТР. К их числу относятся: антропологические и культурные характеристики современного индустриального труда, автоматизация и ее значение для человека, возросший удельный вес научно-технического творчества и его влияние на общество, специфика современной эпохи и отношения человечества к культурно-историческому прошлому, как и многие другие.
Важной вехой в исследовании проблем автоматизации явилась книга «Автоматизация: ее экономические и социальные последствия», опубликованная в 1956 г. Ф. Поллоком, одним из основателей Франкфуртского института социальных исследований и наиболее видных, прогрессивных представителей школы. Книга Поллока - итог глубокого изучения автором процесса внедрения автоматики в Соединенных Штатах.
Интерес к сущностным (и далеко идущим) изменениям в характере человеческого труда в новых условиях, глубокая озабоченность возможностью при существующих социальных структурах дальнейшей его дегуманизации и одновременно упрочения социальных позиций технократии, тяготеющей к элитарности и тоталитаризму, опасность дальнейшей бюрократизации общества, милитаризации экономики - таковы основные идеи книги Поллока. Поллок выступает с резкой критикой распространенной технократической позиции, согласно которой автоматизация, будучи лишь очередной фазой технического развития, не представляет собой ничего качественно нового. Он разоблачает идеологическую подоплеку аргументации, призванной доказать, что автоматизация не ставит новых социальных проблем и является простым продолжением капиталистической рационализации и механизации производства.
Впервые в истории, подчеркивает Поллок, человечеству предоставляется возможность избавиться от рабства гнетущего труда, и не только в развитых странах, но и в относительно близком будущем во всем мире. Однако способ, каким автоматизация внедряется, под двойным давлением конкуренции и милитаризации, дает основание опасаться, что прогрессом (вдобавок, во многих отношениях проблематичным) воспользуется лишь технократическая верхушка, собственно «иерархия автоматики». Если автоматика станет широко внедряться в условиях рыночной экономики, структура общества, считает Поллок, скорее всего уподобится авторитарной армейской иерархии.
Книга Поллока, в которой подытожен огромный фактический материал, от начала до конца пронизана сомнением в возможности реализовать блага, сулимые автоматизацией, в условиях анархии производства и конкуренции интересов частных предпринимателей. Поллок не исключает и того, что опасность отчуждения, свойственная наемному труду, может быть усугублена в силу самого характера автоматизации. Опыт лишенного смысла труда в конвейерной системе «рационализированного производства», пишет он, наложил свою печать на всю современную жизнь; автоматизация может иметь сходные последствия.
В определенных отношениях автоматизация, требуя особо жесткой координации и регламентации действий персонала, повышая ответственность при еще большем отчуждении от самого производственного процесса, требуя исключительного сосредоточения внимания (ибо задержка остановит работу колоссального комплекса), может еще больше подчинить себе человека в трудовом процессе. Деперсонализация, утрата в условиях капиталистического производства смысла целого, который уже не улавливается теми, кто исполняет функции контролера и кто оказывается «вне» гигантского производственного механизма, гибельное для человека бездействие при небывалом напряжении внимания «в пустоте», закабаляющий, чуждый человеку ритм автоматизированного производства - вот черты, вызывающие откровенные опасения западных социологов.
Автоматизация усугубляет некоторые из тенденций развития, которые воспринимаются как кризисные, а именно: человек, к каким бы свойствам его - интеллекту, творческому воображению и прочему - ни апеллировала сложнейшая техника эры автоматизации, сознает себя вовлеченным в круг производства, подчиненным навязанному ритму. Между тем апеллирует она именно к этим чертам: хотя автоматическая система, подчеркивает Р. Рихта, более самобытна, чем машина, и способна в определенных условиях еще больше подчинить себе человека, тем не менее она не предполагает непосредственного обслуживания массой людей; потенциально она вызывает к жизни интенсивное развитие человеческих сил, объективирует растущие требования к субъективности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.