Принципы изучения истории общества, а также истории науки, культуры и т. д., как их понимает Хюбнер, можно рассмотреть на примере анализа им культуры эпохи Ренессанса, которая, действительно, ввиду своей исключительной сложности и противоречивости, всегда представляла для историков особый интерес. Согласно схеме Хюбнера Ренессанс представляет собой системное множество, которое в эту эпоху составляли: определенный гуманизм эмансипационного характера, определенное теологическое учение, птолемеевская астрономия и аристотелевская физика. Общее развитие с самого же начала обусловливалось характеризовавшим Ренессанс несоответствием отдельных систем друг другу в рамках множества. Так, гуманизм, стремившийся приблизить бога к человеку, вступал в противоречие с птолемеевской астрономией, которая была тесно связана с тогдашней теологией. Это противоречие было устранено учением Коперника путем изменения астрономии в пользу гуманизма: однако возникло новое противоречие между новой астрономией и остававшейся неизменной физикой. Позднее физика Ньютона повлекла за собой цепь дальнейших изменений систем; измененный «естественнонаучный сценарий» оказал обратное воздействие на гуманизм и теологию, что привело к возникновению нового множества и к изменившейся в корне исторической ситуации.
Что считается историческим фактом, а что нет, зависит, согласно Хюбнеру, от тех или иных теорий, возникающих в различных исторических ситуациях. Таким образом, историческая ситуация определяет факты, а не наоборот. Поэтому «катарсис» системы совершается только внутренними средствами, теми, какими располагает сама система; она изменяется только из себя. То есть часть элементов (а многие элементы системы разнородны, несоизмеримы или даже противоречат друг другу) приспосабливается к другим, трансформируясь, приходит во временное соответствие: этому способствует также критическая и практическая деятельность общества. Техника рассматривается как элемент исторически преходящей культуры, тесно связанный с ее судьбами. Технические потребности, отмечает Хюбнер, подобны всем прочим явлениям культуры. Философия техники не может не составлять части культурологии.
Между тем для теорий постиндустриального общества, концепций «технического государства» и т. п., которые принимают во внимание исключительно сегодняшнее состояние, вся предшествующая история не имеет значения перед лицом беспрецедентного характера новой, технической эры. Концепции традиционного культуркритицизма, пишет Хюбнер, также отдают дань «сквозьисторическому» технологическому детерминизму; это подводит к идее о развитии по типу автоматического, о «саморасширяющейся» технической вселенной.
Хюбнер, отказавшись от идеи непрерывности столь «однолинейно» полагаемого процесса технического развития, считает необходимым обращаться к изучению феномена техники всякий раз особо на каждом этапе, всякий раз - в конкретно очерченном историко-культурном контексте. Он выделяет в истории наиболее значительные культурные эпохи, такие как античность, средние века, Возрождение у истоков нового времени, давшее начало современным науке и технике в их специфичности. Это эпохи обособленные, принципиально различающиеся своими идеалами, социальными устремлениями, пониманием мироздания и общественной жизни, нравственными нормами. «Именно основные изменения в самосознании техники, - пишет Хюбнер, - в том броском виде, в каком они выступают особенно на переходах от античности к средневековью и от средневековья к новому времени, указывают на то, что технику следует понимать исторически».
Так, в античности и в средние века техника была подчинена культуре и традициям. Ее изделия часто носили культовый характер, служили предметами почитания или созерцания. Преобладало использование, а не стремление к созданию нового; с помощью техники добивались лишь возможных улучшений в заранее заданных пределах.
В средние века техника была связана с ремеслами и традицией, она не знала рациональных преобразований, «онаучнения». Хотя в эту эпоху она и создавала себе определенный простор для новых открытий, однако еще не имела поддержки в экономике, еще не стала объектом теоретических исследований, не была опосредована теорией. Точные естественные науки стали сливаться в неразрывное целое с техникой, лишь начиная с эпохи Ренессанса. До тех пор, в средние века, как и в античности, она была уделом ремесленников.
Для начинающегося с эпохи Ренессанса слияния науки и техники наиболее характерно то, что практическое покорение природы здесь впервые становится насквозь оснащенным теорией. Конечно, и сегодня техника, пишет Хюбнер, еще связана различными задачами, которые перед ней ставят государство, общество, экономика. Однако сущностно новое, что в ней появилось, - это ее полностью изменившееся самосознание, динамика ее собственной высвободившейся созидательной силы. Созданы все предпосылки к тому, чтобы сфера технических возможностей исследовалась неограниченно и систематически.
Совершенно очевидно, что через критику «рационализма» и введение исторических параметров Хюбнер приходит все к той же идее саморазворачивания современной онаучненной техники «по типу автоматического», точно так же не связывая ее характеристики с сущностью общественно-экономической формации капитализма.
Разумеется, акцент на истории развития техники, на роли внетехнических факторов позволяет Хюбнеру уделить большее внимание специфике техники, сущностным различиям подходов к ней, ее концептуализации в различные эпохи. (По Хюбнеру, именно ее «самосознание» до последнего времени выпадало из поля зрения буржуазной философской мысли.) Но одновременно такой подход является утверждением в системе Хюбнера замкнутых по существу культурно-исторических периодов, циклов развития, отказом от идеи исторической преемственности, от признания определенного единства исторического процесса. «Самосознание» техники всякий раз в корне, радикально меняется. Новые системы непосредственно невыводимы из прежних: они содержат новые фундаментальные цели. Поэтому будущее совершенно непредсказуемо. Мы ничего не можем знать о последующих целях, представлениях, нормах общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.