Таким образом, если Хюбнер настаивает на необходимости для нашего времени осмыслить историю заново, то итогом этого должно стать осознание относительности всякой истины, касающейся сущности и роли техники. Внесение историзма в философию техники - это, иными словами, вынесение «исторического» урока из опыта абсолютной обособленности эпох. Футурология Хюбнером отрицается, прежде всего, в силу того, что будущее не может быть научно предвидимо, поскольку не существует преемственности исторических процессов.
Фактически у Хюбнера техника как исторический феномен всякий раз получает совершенно различные характеристики. Техника гончарного дела в Древней Греции, военная техника Римской империи, индустриальные процессы и кибернетика наших дней - это компоненты обособленных культурных систем, часть органичного историко-культурного комплекса, чье единство основано на новом мировоззрении, на новой картине мира, новом самосознании эпохи. Хюбнер абсолютно не считается с тем фактом, что в действительности цели и нормы людей также формируются на основе определенной преемственности, на базе предшествующего исторического развития (в основе которого находятся, в качестве материальной базы, производительные силы и связанные с процессом производства социальные отношения). По Хюбнеру, такая преемственность не может быть подтверждена ни в одной сфере.
Выделяя для изучения развития техники «определенные, находящиеся во взаимной связи основные задачи эпохи», Хюбнер считает возможным посредством их выявить «самосознание» техники в каждую из культурных эпох. Более того, в изменении этого самосознания - основа развития техники, ее внутренний двигатель.
Анализируя современную технику, Хюбнер находит, что и технократы и их оппоненты усмотрели в ней нечто сущностное, сошлись в ее основных характеристиках. Это свидетельствует о том, что и те и другие близки к истине в выявлении специфики современной техники. Общее, обнаруживаемое в технике наших дней: выдвижение на первый план формального, формализации, «игра» сил, безразличие к смысловой стороне, к культурным содержаниям. Такова рациональность систематического исследования, операции по схеме в индустриальных процессах, кибернетика, опирающаяся только на структуры. Тем самым формальное одерживает победу над любыми содержаниями, которые, в отличие от прежних эпох, выглядят чем-то второстепенным. Характер техники на современном этапе (ее исходные принципы ведут начало от нового времени) обусловливает совершенно определенные формы поведения людей. Эти формы, утверждает Хюбнер, почти невозможно согласовать с унаследованными ценностными представлениями, глубоко коренящимися в культуре (в первую очередь такими, как признание и постижение смысла искусства) . Поэтому питать надежду, что ситуацию можно изменить, придав развитию техники «нужное», «правильное» направление, значит глубоко заблуждаться.
Современное индустриальное общество, отмечает Хюбнер, осознает себя исключительно через идеи и формы, которые в действительности имеют сугубо научное и техническое происхождение и правомерны по существу лишь в этих пределах; тем не менее распространены они буквально на все. Принципы, лежащие в основе современной теоретизированной, онаучненной техники: рациональность, точность и идея прогресса.
Точность обусловлена тем, что все достигается посредством математических моделей. Именно «точность» положила начало массовой продукции и массовому потреблению, впервые сделала их возможными. В современных индустриальных процессах, ввиду однозначности и четкости операций, исполнители полностью взаимозаменяемы. Поэтому выполнение операций по схеме расценивается как нечто рациональное; «рациональным» же, либо тяготеющим к рациональности, считается и само общество, характеризующееся массовым производством и массовым потреблением. Эта формальная рациональность вовсе не обязательно означает связь техники с разумом. Подобная рациональность, не знающая ограничений, есть страсть к изменениям, к испробованию возможностей, к перманентной технической революции. В устойчивые содержания уже никто не верит, верят только в «модели»: «модель» - вот любимое слово нашего времени. Все рассматривается лишь в качестве «модели», но не как нечто сущностное.
Под прогрессом также подразумевают не что иное, как систематическое исследование поля технических возможностей. Идея прогресса, полагает Хюбнер, заимствована через Просвещение из той же области естественных наук и техники. В настоящее время понятия «прогресс» и «рациональность» беспредельно расширились; они касаются почти всего, и хотя по сути они неопределенны и расплывчаты, однако оспаривать их было бы безрассудством.
Очевидно, что характеристики современной техники, как они даются Хюбнером и Шельским, в чем-то близки: техника есть своего рода интеллектуальная игра, ей свойствен безостановочный рост, не коренящийся ни в какой реальной необходимости, в «необходимости опыта»; потребность в росте обусловлена лишь спецификой науки и техники в их современных формах и интерпретации. Основная задача современной техники - расширение поля технических возможностей, поиск все новых целей в силу опережающего роста средств. Рассматриваемая таким образом сложнейшая сциентифицированная техника выглядит как своего рода «искусство для искусства».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.