Об объективной функции подобной теории, выполняемой ею, очевидно, вопреки намерениям ее автора, писал Г.-П. Барт. «Интеллектуальная модель столь явно неизбежного будущего, - отмечал он, - ... имеет свойство усыплять и при этом усиливать у образованного человека ощущение, что он вступил в круг тех, кто знает, что нас ждет впереди. Такой человек чувствует себя причисленным к элите и одновременно избавленным от необходимости действовать; „шельскианство" в настоящее время распространяет среди образованных кругов ФРГ самодовольный квиетизм, подобный тому, какой породил в свое время ,,Закат Европы" Шпенглера».
В своей работе Шельский довел до логического завершения задачу добиться монизма, единства предпосылок во взглядах на современность, сбрасывая со счетов все, что на высоком уровне абстракции не уместилось в тщательно продуманную схему. Все же этому весьма незаурядному труду Шельского осталась присущей глубокая внутренняя двойственность: если, с одной стороны, конструкция Шельского это «песнь песней» торжествующей технократии, то, с другой - в ней совершенно ясно просматривается горечь неподдельного скептицизма.
Глава третья.
ТЕХНИКА, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА
В КОНЦЕПЦИЯХ 70 - 80-х.
К началу 70-х годов волна техницизма, социально-политически ориентированного на будущее, резко спала. Планы буржуазных теоретиков, в 50-е годы разрабатывавших многообразные модели «технического государства», «научной цивилизации» и т. п. на будущее, которое нередко рисовалось как царство если не социальной разумности, то, во всяком случае, непогрешимой научно-технической рациональности, основанного на научном предвидении расчета, исключавших возможность безрассудства политических решений, субъективизма в управлении, стихийности и нестабильности, обнаружили свою несостоятельность.
Стало очевидным, что интенсивное техническое оснащение Запада отвечает отнюдь не одним лишь «имманентным закономерностям» бурного развития науки и техники; в его основе — не просто «логика открытий» и расширение поля технических возможностей, но, в первую очередь, политический императив гонки вооружений, милитаристская экспансионистская государственная политика западных держав.
«При капитализме возникают диспропорции и деформации в развитии научно-технического прогресса, - отмечают исследователи-марксисты. - Всеми средствами стимулируются научные достижения, воплощаемые в технические компоненты производительных сил, в то время как реализация других функций науки, таких, как управление общественными процессами, все более замедляется. В результате стремительное движение науки не сопровождается рациональным изменением ее структуры, обостряются противоречия общества, наука превращается в потенциальную разрушительную силу... Анализ изменений в научно-техническом развитии капитализма в 70-х годах показывает, что государственное вмешательство усилило деформацию научно-технической революции. Например, в США военные программы поглощают половину расходов на науку».
Попытки буржуазных теоретиков строить модели будущего, беря за основу возможность рационального «позитивного» использования капитализмом мощных производительных сил и средств управления, обнаружили свою беспочвенность.
Следует уточнить, что во многих случаях «технократические» мировоззренческие установки, зиждущиеся на вере в рациональность, прокладывающую себе путь в сфере знания, управленческой деятельности, социальной жизни, хотя их негласной предпосылкой и было сохранение статус-кво капиталистического общества, не могут быть отождествлены с идеологической задачей апологетики буржуазных отношений. Мировоззренческая утопия технократии, как правило, претендовала на внеполитичность; более того, перспектива полного, универсального развития «научно-технической цивилизации» предполагала (вопреки реальной политике западных государств) условия мира. Во всяком случае, проекты деятельности под знаком науки, рациональности разительно отличались от вытеснивших «технократическую идеологию» экспансивных лозунгов неоконсерватизма, к программе которого относятся: узаконенный интервенционизм государства, открытое воздействие государственной власти на развитие науки и техники с целью их полной милитаризации, угроза войн вплоть до перенесения их в космическое пространство и, одновременно, демагогическая экзальтация по поводу ценностей западного образа жизни.
В этой связи нельзя не согласиться с обоснованными замечаниями, высказанными восточногерманскими философами. В атмосфере и под покровом иллюзии «деидеологизации», пишет, например, Д. Пасеман, некоторые направления сциентизма и техницизма нанесли, тем не менее, огромный урон влиянию традиционных ценностей капиталистического мира. В свете этих концепций любые «ценности» были подозрительны; идея «деидеологизации», направленная было против стран социалистического лагеря, действовала, как бумеранг... На этой почве поднялась ныне волна массивной реидеологизации, реставрации буржуазных «ценностей» как легитимационного базиса империализма.
С совершенно других позиций критика технократических концепций развивалась в рамках самой философии науки и техники. По существу анализ западными теоретиками ситуации 70 - 80-х годов привел в буржуазной философии науки и техники на уровне теории лишь к критике в обостренной форме все той же «научной рациональности». Правда, с той разницей, что если до сих пор «рациональность», этот научный бастион, подвергалась критике извне, со стороны социальной философии, леворадикальной идеологии и т. п., то теперь она стала объектом жесткой критики со стороны различного рода направлений в самой философии науки. Участились констатации того, что модели будущего, основывающиеся на универсализации научно-технической рациональности, не имеют никаких точек соприкосновения с реальностью сегодняшнего дня и никогда не смогут быть реализованы. Так, известный западногерманский историк науки К. Хюбнер приходит к следующему выводу: «...сейчас менее, чем до сих пор, очевидно величие, и более - проблематичность односторонне развитого технико-научного мира ... проблематична наша способность овладеть будущим».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.