Во всех случаях реализация возможностей, которые заложены в автоматизации, представляется западным теоретикам чем-то отдаленным, ибо, пишет, в частности, Ж. Фридман, нельзя не видеть, что «наряду с техническими предпосылками, которые так завораживают наших мистиков автоматизации, здесь выступают в качестве первостепенных социальные условия, без изменения которых новая технология может приносить плоды лишь в отдельных редких случаях». Таких «мистиков автоматизации» имел в виду и Поллок, возражая против изображения грядущего как «мира техников, администраторов, художников и ученых в котором лишь меньшинство будет страдающей стороной».
Особенно ощутима эта глубокая неуверенность относительно будущего человека, развертывания его сил и способностей, его индивидуальности в работах Ж. Фридмана, одного из наиболее компетентных исследователей структур индустриального труда при капитализме.
Пессимистические взгляды французского социолога на перспективы преобразования труда и образа жизни в результате автоматизации изложены им в фундаментальном исследовании «Раздробленный труд», в разделе под характерным заголовком: «Техника отпускает человека: куда ему деться?...» Эта тема бесприютности современного человека, пусть даже движущегося навстречу своему освобождению (хотя эта перспектива выглядит в работах Фридмана если не иллюзорной, то, во всяком случае, чуть брезжущей вдали, где-то на грани действительности и вымысла), - антропологический лейтмотив социологических исследований Фридмана.
Фридман глубоко убежден в том, что труд - одна из важнейших потребностей человека: именно в труде, в непосредственном производственном процессе, протекающем с участием человека, реализуются его способности, сноровка, художественные наклонности. Труд конституирует взаимоотношения с другими людьми дает необходимое ощущение сопринадлежности коллективу. Эпоха машинной индустрии, нещадная эксплуатация капитализмом человеческих ресурсов, и особенно рационализированное конвейерное производство - сделали современный индустриальный труд, достигший предельной раздробленности (что окончательно свело участие отдельного рабочего в производственном процессе к бессмысленным автоматическим навыкам), патологической производственной деятельности. Это становится совершенно очевидным при сопоставлении его с разносторонностью человеческой натуры.
Явственно намечающиеся в настоящее время в промышленности тенденции, делающие на современном уровне технологии все более выгодными и эффективными интеграцию задач, постепенную ликвидацию некоторых неквалифицированных форм труда, расширение круга навыков, распространение типа многостороннего специалиста и другие, представляют собой, по Фридману, определенный прогресс, не исторически единственно возможный в истории безальтернативный процесс, которому не видно конца, а переходную форму общественного труда.
В то же время Фридман сдержанно оценивает перспективы, с которыми многие социологи, в частности во Франции, связывают ожидания радикальных перемен в ситуации человека. Это, прежде всего, проблема досуга. Фридман сомневается в том, что перемещение присущей человеку потребности в самоутверждении (что, разумеется, может быть реализовано лишь в полной, многосторонней, не регламентированной ритмом и рамками современного производства жизнедеятельности) в сферу «досуга» будет действительно равноценной компенсацией потери удовлетворения от труда.
Фридман убежден в первостепенном значении труда для человека, для ощущения им осмысленности, полноценности своей жизни. Версия «взаимодополняющего» развертывания человеческих сил и способностей в "облегченном" технологически труде наряду со все более «серьезным», насыщенным, ставящим перед человеком все больше духовных задач досугом представляется ему недостаточно убедительной. Ценности самого производительного труда для человека по-видимому ничто заменить не может, и важно, чтобы именно этот труд был вновь очеловечен. В усилиях, направленных на то, чтобы комфортабельно обставить раздробленный и не представляющий интереса для исполнителя, т. е. по сути дегуманизированный, труд на современном капиталистическом предприятии, Фридман усматривает тенденцию к увековечению отчуждения индустриального рабочего в труде. Положительно оценивая значение отдельных мер, - например улучшение психологической атмосферы и т. п., - Фридман в то же время подчеркивает, что само смещение внимания с труда на то, что им не является, должно быть отнесено к симптомам дальнейшего отчуждения.
Чтобы труд действительно был подчинен оператору, подчеркивает Фридман, этому труду должна быть возвращена ценность троякого рода: социальная, интеллектуальная и моральная. Между тем на современном капиталистическом предприятии налицо все признаки отчуждения труда. Это прежде всего его обезличенность вследствие предельного упрощения и стандартизации операций, чувство «взаимозаменяемости», анонимности у исполнителей, глубокая неудовлетворенность, связанная с невозможностью довести какую-либо работу до конца.
Становится все яснее, что тенденции развития современной НТР, подготовка технических средств для перехода от производства машинного к комплексно-автоматизированному настоятельно диктуют изменение определяющих капиталистическое общество форм собственности и распределения.
Так, Фридману настолько очевидна недальновидность утопий, где «прекрасное будущее» слагается из одних технических величин, что, касаясь получивших в 60-е годы во Франции большое распространение технократических теорий автоматизации, он с горечью замечает: «Достоинства автоматизации огромны. Но эта программа требует столь глубокого экономического и социального обновления, что она равнозначна революции». Те же, кто связывает с автоматизацией в буржуазном обществе возможность ликвидации раздробленного труда, возрождения его ценности как содержательной человеческой деятельности, по Фридману, безотчетно оперируют фикцией «радужного Государства будущего, где все проблемы (включая социальные, неотделимые от полного использования возможностей технического прогресса) окажутся разрешенными».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.