23. Основные концепции бытия: монизм, дуализм, плюрализм.
Монизм. Его центральная категория – материя. Всё строится из атомов.
Подходы понимания материи.
1) Античный период: материя как субстрат.
2) 18 в.: Мат. как носительница свойств. Все свойства порождаются ею самой. Сознание, психика – тоже св-во материи.
3) Мат. выступ как объективная реальность. Она даётся нам в процессе наших ощущениях, представлениях.
Дуализм (по Демокриту).
Плюрализм – смесь объективного и субъективного идеализма.
24. Пространство и время, движение . . .
Движение это способ существование материи, мат. способна к непрерывным изменениям. Изм. происх. по своим з-нам.
Принципы: cущ. 5 форм движения: мех-ое (движение макротел), физ-ое (движение молекул), хим-ое (атомов), биологическое (жизнь присуща белковым телам), соц-ое (присущ. об-ву).
Генетически в процессе эволюции высшие формы образуются от низших , поэтому высшие обязаны включать низшие, но нельзя высшие сводить к низшим, сущность явления определяется той высшей формой движ., кот. в нём присутствует. Движение соотносится с понятием покой, движение – абсолютно, покой – относительно.
Развитие – частный случай движения. Под разв. понимают такое движение, кот. связывается с качественным преобразованием, кот. меняет сущность объекта. Это качественное изменение, направления изменения. (эволюция системы – процесс кач. изм.).
Врмя и пространство по Ньютону.
Пространство – мировое вместилище в кот. находятся все матер. тела. Время - мировые часы, кот. не заисят от материальных форм. На основе созд. нов. систем геометрии возник. новая концепция вр. и простр: простр. четырёхмерно. Затем: пространство 10-ти мерно и что 6 оставшихся находятся в свёрнутом виде.
Время выступ как наиболее общее выражение длительности процессов и их следовании др. за др. Пространство – это наиболее общ. выраж. протяжённости мат. сист. и их расположение относит др. др.
27 . Общество и власть. Государство в полит системе, полит. режимы.
Власть – власные отношения в процессе, кот. субъект власти навязывает свою волю объекту власти. Когда интересы людей однородны, то в однородном об-ве власть авторитета, когда об-во делится на классы, то появ группы с разн. интересами. Возник. система средств с помощью кот. власть поддерживается. Для поддержки власти созд. полит. системы и полит. партии. Гос-во – ядро полит системы. Гос. власть носит публичный характер. Чиновники – мирная функция власти. Налоги – для содержания власти.
Фунуции государства: внутр. – экономич. функция. Ф-ия подавления инакомыслящих, кот. сопротивл. идеям гос-ва. Идеалогич. ф-ия, культурно-воспитат. ф-ия или ф-ия приемственность поколений (сохр. культуру). Ф-ия захвата чужих территорий.
Типы гос-ва опред. обществ. строем, господствующие экономич. отношения: рабовлвд., феод., социалистическое.
Формы: 1) Устройство заонодат. исполнит. власть, способ его формирования. 2) Гос. устройство – соотношение центр. власти. 3 типа гос. устройства. 1. унитарное. 2. федерация с преобл. цнтр. вастью, но и с опред. суверенностью. 3. конфедерация – с практически номинальной центр. властью. 3) Полит. режим : тотолитарный, авторитарный, либеральный, демократический.
30. Природа ценностей и роль разума в выборе человека. Аксеология о парадоксах смысла человеч. сущ-ия, соотношение добра и зла в жизни людей.
Общественная ценность – благо.
Бадденская школа (натуралистическое направл.). Ценности выраст. из наших потребностей. Ценности –это имперический факт реальности кот. нами оценивается.
Школа неокантеанства. Ценности носят нормативный характер. В обществе сущ. определённые нормативы не связ. с опытом.
Релятивисткая позиция – она связ. появ. ценностей с многими факторами, кот. опред. созн. ч.
Ценности очень важны в жизни ч., опред. идеалы человека и цели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.