25. Проблема происхождения и природа сознания в философии и науке.
Благодаря сознанию мы воспринимаем мир как данность. Для того чтобы войти в состояние сознания, необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а я мыслю, что я мыслю.
От самосознания происходит инверсия с внешним миром.
Трудность изучения сознания заключается в том, что сознание неотделимо от человека.
Сознание действует самостоятельно. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения:
1 – первый заключается в описании способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нём; на философском языке это описание феномена сознания.
2 – второй имеет цель объяснить как возможно своё сознание, т.е. объяснить феномен.
Вопрос о возможности сознания был выделен самостоятельно только в философии 20 века.
“Как и почему шаги сознания мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому у человека возникает связь с миром и самим собой?” Ответить на вопрос: как возможно восприятие образом, значит объяснить феномен сознания.
Современные философские концепции, не зависимо от их ориентации, при изучении проблемы сознания опираются на данные современной науки, но могут интерпретировать эти данные по-своему. Практически все философские школы выделяют значимые и содержательные характеристики в сознании. В качестве главных функций выделяются: познавательная, коммуникативная, рефлексивная (способность обращаться в себя), зависимость от общественно-исторической практики, связь сознания с предметной и орудийной деятельностью. Современное определение сознания говорит следующее: сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, представленном в мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и саморегулировании взаимодействия человека с общественной и природной действительностью.
Структура сознания может быть представлена следующим образом:
надсознание I – телесно-чувствительная сфера сознания: главной целью бытия этой сферы
(сверхсознание) является полезность и целесообразность поведения человеческого тела
сознание в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
в узком смысле II – логико-понятийные компоненты сознания: это сфера общих понятий,
слова аналитических и синтезирующих мыслительных операций, главная цель
деятельности этого компонента сознания – установление истины.
бессознательное I и II секторы образуют внешне познавательную составляющую сознания.
III – эмоциональная компонента сознания: это сфера личностных субъективно-психологических переживаний. Субъективный мир человека богат переживаниями, но культура нашего общества настаивает на том, что эмоции должны быть под контролем сознания. Эмоциональную сферу можно разделить на три состояния:
1 – бессознательный уровень: аффективное состояние;
2 – сознание: эмоции;
3 – сверхсознание: чувства – это осознанные пережитые эмоции.
IV – включает в себя ценностно-нормативную компоненту сознания. Благодаря этой компоненте, сознание может оперировать символами, что делает возможным творческое изменение действительности, умение мыслить символически.
III и IV компоненты образуют гуманистическую составляющую нашего сознания.
Вертикальная составляющая сознания:
1 – этап протосознания: бессознательное аффективное состояние индивида;
2 – этап генезиса телесного “я” (3 года);
3 – этап формирования сознательного “я”;
4 – этап возникновения нравственного “я”;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.