3. Теория общественного договора (Руссо): первоначально была дикость, отношения не регулировались, анархия, “война всех против всех”, рост населения. Вывод - необходимо договориться, создать органы, которые будут ограничивать свои права, этим органом будет государство;
4. Социально-экономическая концепция (марксистская): объясняет возникновение государства в связи с появлением частной собственности и классовых антагонизмов;
5. Теория завоевания: слабые племена завоёвывались сильными. Государство рассматривалось как механизм подчинения одних другим.
В современное время существуют три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства:
1 подход: общественный – государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа;
2 подход: классовый – считает, что государство является орудием классового господства, подавления одних классов другими;
3 подход: политико-правовой – государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства.
Государство характеризуется рядом устойчивых признаков:
– наличие публичной власти;
– существование особой политической организации;
– деление населения по территориальным единицам;
– наличие суверенитета;
– выполнение ряда специфических функций, через реализацию которых возможно обеспечение общественных интересов;
– государство имеет монопольные права;
– сбор налогов, выпуск денежных знаков, принятие законов.
Государство различают по форме правления:
1. Монархия: абсолютная, конституционная;
2. Республика: президентская, парламентская, смешанная.
Государства различаются по форме государственного устройства: унитарные и федеративные.
По политическому режиму (по совокупности способов и средств осуществления власти):
1. Демократический – власть принадлежит народу;
2. Тоталитарный – основан на полном господстве государства над всеми сферами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности;
3. Авторитарный – соблюдает основные гражданский свободы, но власть оперирует жёсткими способами руководства.
Чем совершенней социально-политические отношения в стране, тем чётче разделены функции общества и государства. Правовое государство не испытывает потребность устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом.
28. Гуманизм как проблема в философии и культуре.
Гуманизм зародился как таковой в эпоху возрождения (14-17 вв., возник в Италии), когда европейское общество переживало плодотворный этап культурной мысли, а не только философской. Человек приходит к мысли, что разум – сила.
На этапе раннего возрождения была выдвинута программа построения новой культуры на базе широкого комплекса гуманитарных дисциплин. Активно создаются гуманитарные школы не только в философии, но и в литературе, культуре.
Гуманизм 14 века развивается вширь: появляются многочисленные философские течения, система знаний приобретает светский характер, и знания ориентируются на практические задачи гражданской жизни.
В 15 веке возрастает интерес гуманистов к вопросам теологии, но их решение расходится с позицией официальной церкви.
К концу 15 века обосновывается идеал созерцательной жизни, деятельность учёного оценивается исходя из его гражданских позиций, ценность знания определяется применением к практической жизни; благодаря научным открытиям обогащаются представления о природе, человеке, бытие. Поиск божественных начал находит своё выражение в неком идеале красоты (в средневековье красота – это красота души, в эпоху возрождения – красота во всём).
В 16 веке развивается идеал свободной и гармоничной личности, которая обладает безграничными возможностями в познании мира и созидательной деятельности. В то же время (16 век) появляются кризисные явления: рационалистический взгляд на действительность сочетается с напряжённым поиском идеального земного града (города). Возможности одного человека (индивида) ставятся под сомнение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.