Русская философия конец XVIII-начало XX веков

Страницы работы

Содержание работы

Краснотурьинский Индустриальный Колледж

Домашняя контрольная работа

 по философии.

Русская философия

XVIII - начало XX века.

Выполнил:           студент

Группы                     Э-01ВК

Чупшев                    Михаил

Сергеевич

Краснотуринск 2002г.

Русская философия конец XVIII-начало XX веков

Владимир Соловьёв

В своём вековом развитии философская мысль России была теснейшим образом связана с религией. Эта связь носила не внешний, не поверхностный характер, она вытекала из органической сущности религии и философии  как форм духовной деятельности человека.

     Проблемы тела и души, смерти и бессмертия, необходимости и свободы, смысла жизни и судьбы человека – общий для философии и религии.

    Русская философская мысль, возникла в X веке как особый культурно – исторический феномен, сложилась, а основе и в процессе христианизации Руси.

    Наиболее глубоко рассматривал взаимосвязь философии и религии великий русский философ Владимир Соловьёв.

    Соловьёв вырос в семье известного историка С. М. Соловьёва, получил всестороннее образование: после окончания с золотой медалью гимназии в 1869 году поступил в Московский университет. Совсем молодым человеком – в 21 год – защитил магистерскую диссертацию. А ещё годами позже – докторскую.

    Но профессиональная карьера не привлекала молодого талантливого учёного, университетские рамки ему были тесны. Соловьёв стремился к свободной деятельности лектора, литератора, проповедника своих идей. И он продолжил свою жизнь именно таким человеком.

    У него не было ни дома, ни семьи, жил то в Москве, то в Петербурге, то за границей и всегда сохранял верность своим убеждениям.

    Владимир Соловьёв получил тир высших образования. Причём всё это свершилось почти одновременно, и к двадцати годам о уже был свободен от всяких учебных обязанностей и обязательств.

    Он резко выделялся среди окружающих его людей. Он жил среди их, но в то же время как бы в другом измерении, в другом времени, в другом пространстве.

    Шёл он своей трудной дорогой, не искал обходных путей. Веря в Софию – божественную мудрость мирового устройства, он был убеждён, что Истина, Добро и Красота – путеводные звёзды на этом пути постижения Софии.

    В своих воспоминаниях о Владимире Соловьёве А. Блок называл его рыцарем – Мономахом. Это определение как нельзя более точно выразило единство мысли, волю и нравственного действия великого русского философа.

    В каждом человеке, а особенно в тех людях. Которые принадлежат к интеллигенции, к мыслящей части общества должен происходить душевный внутренний процесс. В чём же он состоит? Соловьёв отвечал прямо и решительно : необходимо освобождение “от той житейской дряни, которая наполняет наше сердце, и от той мнимо научной школьной дряни, которая наполняет нашу голову”.

    Философ был убеждён, что никакие определения человека – как мыслящего существа или представителя высших млекопитающих, или сына своего времени и сословия, не могут дать цельного и полного представления о нём.

    Соловьёв всегда стремился преодолевать любую односторонность, в чём бы она ни проявлялась. Так же он подходил к пониманию человека, всегда отыскивая всё новые черты в нём.

    В основе философского учения Соловьева – идея всеединства. Он был убеждён, что всё имеющиеся философские учения страдали односторонностью.

    Философия всегда была для Соловьева средством постижения мира, его всестороннего познания. Она включала в себя три вида знания – научное, философское и богословское. Каждый из этих видов выполнял определённую функцию, но ни один из них не был сам по себе доступным и полным. Только их синтез вёл к действительному познанию мира и представлял собой “целое знание”. Научно познание – это опытное знание, творчество. Философское – Умозрительное познание, ему соответствует воображение. Особое место занимает знание богословское. Это мистическое знание, ему соответствует вера. Именно вера позволяет убедиться, удостовериться в объективном существование того, что мы стремимся познать. Соловьёв был убеждён, что вера – необходимый и неотъемлемый компонент познания, только она и может привести нас к убеждению в том, что существует божественное начало и высший мир “Что Бог есть, - пишет философ, - мы верим, а что он есть, испытываем и узнаем”. Такое понимание веры как основы убеждённости в существовании Бога и мира несколько расходилось с традиционными представлениями религии, для которой вера это нечто абсолютно сверх естественное. В философии же всеединства, которую от Соловьёва восприняли религиозные философы начала XX века, вера выступает в единстве и с философией и с наукой. Поистине мистика Соловьёва нетрадиционна. В то же время философ как бы синтезировал весь опыт истории мысли.

    Соловьёв отвергал и капитализм и революцию. Счастья людям они не приносили, полагал он. Спасение – только в вере, надежда только на Бога. А на земле нет для неё опоры. Философ приходит к глубоко пессимистическому выводу: ”Историческая драма сыграна и остался один эпилог”. Эти трагические выводы прозвучали на кануне XX века, на его рубеже с уходящим веком XIX, в последний год которого Соловьева не стало. Но он как бы предчувствовал бури, невиданные потрясения XIX века.

    И две силы, которых боялся философ – капитализм и революция, проявились в XX веке взлётами науки, техники, социальных преобразований и ужасами войн, уничтожения и в военное и в мирное время миллионов не винных людей.

    Глубоко религиозный мыслитель отнюдь не витает в заоблачных сферах, он ясно и трезво оценивает то, что происходит на земле.

    До конца дней своей короткой жизни(47 лет) Владимир Соловьёв сохранял удивительную, поистине уникальную способность воспринимать мир и людей, его населяющих, во всех измерениях. Вера и разум, наука и религия, добро и зло, гнев и смех, видение Софии – воплощённое божественной мудрости – и всех подробностей современной жизни – всё это совмещалось в сознании, в душевном богатстве одного человека.

Список литературы

А. И. Новиков – “История русской философии”.

В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников – “Философия”.

Похожие материалы

Информация о работе