''Т. llupko. \\'<iineii and the I'riestwood, p. 7. 7 Апостольские п-исишниилепия, 3:9:4.
8 A. Harnack. Die Qiiellen dersogennannten apostoloschen Kirchenardnung. Liepzig, 1886, pp. 22 – 23. Англ. пер.: John Owen. Sources of tke Apostolic Canons. London, 1895, pp. 19 - 20.
ан. Среди местных церковных служителей мы видим и мужчин, и женщин. Три вдовы не только составляют букеты цветов и подают чай, но и совершают особое служение, или чин, признанный церковью; они в известной мере равны диакониссам, которые упоминаются в других раннехристианских источниках, хотя и не называются так. Одной из них доверена благотворительная или общественная работа, две другие непосредственно участвуют в молитве и богослужении. Важно отметить, что им отведена особая роль в церкви – служение ходатайства и пророчество. Хотя каждый христианин – и мужчина и женщина – призван молиться за других и внимать Богу, многие женщины наделены даром прямого интуитивного постижения, и потому им дано быть ходатаицами и пророчицами. Не случайно на стенах некоторых римских церквей христианская душа, ожидающая Духа Святого, изображена в виде женщины.
Хотя вдовы ходатайствуют перед Богом и получают откровения, они не совершают евхаристию. В Церковных правилах Святых Апостолов об этом сказано ясно: «Когда Господь молился над хлебом и чашей и благословил их, сказав: «Сие есь тело мое и кровь моя», Он не позволил женщинам быть рядом с нами»9.Таким образом, Церковные правила Святых Апостолов подтверждают постоянное свидетельство Вселенской церкви, Восточной и Западной: начиная с апостольских времен, женщинам поручены разные виды служения, но евхаристию они не совершают.
Мы еще вернемся к этому, а сейчас попробуем сосредоточить внимание на вопросе о единстве в многообразии в ранней церкви. Це}жовные правила Святых Апостолов, как мы видели, предполагают множество пастырских обязанностей в приходе. Это имеет непосредственное отношение к нынешним спорам о рукоположении женщин. Часто и не без оснований говорят, что споры о женском священстве на Западе искажает усиливающийся клерикализм. Православные авторы считают «горький плод клерикализма»10 следствием «типично западной и средневековой церковности»11. Именно из –за этого часто говорят, что если женщин не допускают к свя-щепнослужению, у них нет должной роли в церковной жизни.
Тем самым мы, возможно, неправильно поставили вопрос. Обсуждая женское служение, лучше не начинать с вопроса: «Почему женщины не могут быть священниками?» Быть может, лучше сфор-
'•I См. Harnack, 28; Owen, 25.
10 О. Clement. Questionssur I'homme. Paris, 1972, pp. 119.
Ч J. Meyendorff, in: Tlte Orthodox Church, September 1975, p. 4. Разумеется, на христианском Востоке хватает «клерикализма». Было бы несправедливо предположить, что западное движение за рукоположение женщин обязано одному лишь «клерикализму».
мулировать его так: «Какими особыми дарами из громадного разнообразия служений, существующих в поместной церкви, Бог наделяет женщин, и в каких формах служения выражаются эти дары?» Вопрос: «Играют ли женщины роль лидеров в церкви?» – неверен. Скорее, нужно спросить: «Какова природа их роли?» Обдумывая ответ, будем иметь в виду образ ап. Павла: церковь как единство в многообразии. Будем считать непреложным, что в поместной церкви сосуществуют разнообразные формы священного служения, одна из которых – пресвитерство. Многообразие служений, разумеется, в равной степени относится к мужчинам и женщинам. Нередко мужчины считают, что если их призвание – служить в церкви, то это призвание к священству, тогда как на самом деле есть множество других видов диаконии, которые необходимо иметь в виду12.
Православные представители афинского симпозиума назвали в декларации 1978 г. отдельные виды служения, в которых участвуют женщины. Упомянув об уникальной роли Богоматери, они обрисовали широкое поле деятельности, доступной женщинам.
Среди различных видов служения (диаконии), доступных женщинам в церкви, отметим следующие:
1) диаконское служение и занятие благотворительностью, вклю чая пастырскую заботу о больных и нуждающихся, беженцах и мно гих других;
5) молитва и заступничество, духовная помощь и наставниче ство, особенно (но не всегда) в монастырских общинах;
6) служение, связанное с обучением и наставничеством, особен но в миссионерской деятельности;
7) служение, связанное с церковным управлением.
Этот перечень не претендует на исчерпывающую полноту. Он росто указывает на те сферы, в которых мужчины и женщины призваны трудиться вместе для Царства Божьего, для созидания церк-
'- Самое полное освящение с православной стороны вопроса о женских дарах и служениях можно найти в кн.: Paul Evdokimov. Woman and the Salvation of the World: A Christian Anthropology on the C/iarisms of Woman. Crestwood, 1994, впервые опубликована на французском языке в 1958 г. Краткие размышления можно найти в книге Николая Бердяева «Новое средневековье». Лондон, 1933, с. 117 –118, flUn moine de 1'Eglise d'Orient (LevGillet), Amour sans Limites. Chevetogne, 1971, p.96; Clement, Questions sur I'komme, pp. 14 – 21. Насколько Евдокимову удалось избежать культурных стереотипов? Обратите внимание на замечания г-жи Бер-Сижельвее книге TheMinistsredelafemmedans'1'Eglise, pp. 27, 91 и особенно р. 130.
к о Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)
ви и общества, те сферы, где многие дары Святого Духа могут проявляться свободно и плодотворно13.
Важно отметить, что среди различных видов служения, рассмотренных православными делегатами в Афинах, служение преподавания отдано женщинам. Число православных женщин, изучающих богословие в высших учебных заведениях, неуклонно растет не только на Западе, но и в Греции, и в Восточной Европе. Как Православная церковь воспользуется их дарованиями после того, как они окончат университеты или семинарии?
Среди многих возможностей, указанных в Афинской декларации, особого внимания заслуживают следующие четыре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.