Управление как целенаправленное воздействие

Страницы работы

40 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лектор: Прокудин Иван Васильевич

Управление (Менеджмент) железнодорожным строительством.

Управление как целенаправленное воздействие

Разделение труда, его специализации и необходимость рационального сочетания в движении живого и овеществленного труда породили к жизни новый вид трудовой деятельности – управление. В современных условиях оно проникло во все виды нашей деятельности.

В строительстве управление есть целенаправленное воздействие на коллективы людей по планированию, организации, координации, активизации, учету и контролю трудовой деятельности работников (по реализации функции управления) в процессе строительства с целью повышения технико-экономической эффективности организации.

Главное цель управления – экономика (рентабельность)

4 эффективности – экономическая (рентабельность), техническая (взятие машин вредного труда на себя), технологическая (удовлетворение стандартам) и социальная (удовлетворенность работой).

Классификация управления в природе и обществе

Все процессы управления человеческих коллективов – управление овеществленным трудом

Предмет и содержание управления

Исходя из определения управления, как целенаправленного воздействия на людей, предметом изучения управления является процесс воздействия.

Содержание курса:

1)  Предмет и метод управления

2)  Законы и принципы управления строительством

3)  Организация управления строительством

4)  Методы управления

5)  Техника и технология управления

6)  Основные требования к руководителям строительных организаций

Управляемые и управляющие системы

В управлении, априори, есть люди, которые управляют и есть люди, которыми управляют. Есть управляющая система и управляемая система, состоящие из элементов. Может показаться, что «все» управляемые. Невозможно уйти от субъективизма при управлении. Сегодня можно создать модель управления только для параметрического предприятия. Цель науки – создать модели, уйти от субъективизма. Отдельно описать управляющие и управляемые системы отдельно и скомпоновать вместе.

Исходные условия: «строительно-монтажный поезд» (базовая строительная организация). СМП

Мы будем изучать управление на уровне базовой строительной организации

Строительный поезд – большая динамическая система

Система в управлении есть совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в более или менее устойчивых отношениях (условиях) и потому выступающих и развивающихся как единое целое.

Понятие множество перешло кибернетику. В кибернетике все системы поддаются математической систематизации. В кибернетике это совокупность взаимосвязанных элементов. Из кибернетике это понятие перешло в управление.

Почему «находящихся между собой в более или менее устойчивых отношениях?» Ответ очевиден: Элемент строительной организации – это все, что угодно. Например, крупный прорабский участок, ящик ржавых гвоздей, забытых на складе – тоже элемент, тоже принадлежит СМП. Элементы взаимосвязанные. Если один элемент меняется, то и на другие элементы тоже оказывается воздействие. Нужно отследить все связи при изменении одного элемента

Система бывают большие и малые;  статические и динамические.

СМП – есть большая динамическая система. Она обладает многомерностью, многообразием структур, различной природой элементов, слагающих СМП, т.е признаками большой динамической системы.

Доказательство следует из практики управления:

·  Многомерность: количество рабочих, уровень механизации относительно определяет многомерность. Очень важный показатель – объем строительно-монтажных работ, которая организация осваивает за год. Но, очень много зависит от структуры работ, зависит от географического положения (доставка, работы в условиях севера, содержание техники), энерговооруженность, механовооруженность

·  Различная природа элементов, слагающих СМП: машины, финансы, прорабские участки и участки мастера имеют различную природу

Граница между управляющей и управляемой системой:

·  Выполняющие собственными руками работы – управляемые

·  Работающие с информацией – управляющие (в управляющей системе есть взаимная соподчиненность), техник – управляющие

бригадир входит в управляемую систему, так как он делает строительную продукцию,          10-12 % управление, остальное – работа руками

Управляемая система в СМП определяется в двух аспектах: организационном и экономическом. В организационном аспекте управляемая система есть совокупность производственных комплексов из основных и вспомогательных подразделений и отдельных служб.

·  Основные подразделения – участки мастеров и прорабов

·  Вспомогательные подразделения – мастерские, бетоносмесительные узлы, склады щебня, полигону по производству щебня. Снабжают основные подразделения всем тем, что нужно для СМР

·  Службы (отделы) – производственный отдел, технический отдел, отдел кадров, диспетчерский отдел и т.п. В отделах сосредоточен аппарат управления.

Основная цель управляемой системы – выполнять основные и вспомогательные технологические процессы во всем их многообразии.

Благополучие во многом зависит от рабочих

Управляемая система СМП в экономическом аспекте есть процесс непрерывного и ритмичного движения денежной, товарной и производительной форм фондов

Товарная форма фондов – здания и сооружения, подготовленные для сдачи в эксплуатацию. В транспортном строительстве являются работы в течение месяца, иногда может быть этап (отсыпка земляного полотна на перегоне)

Производительная форма фондов – машины, оборудование, здания и сооружения, используемые в производственных целях

Движения фондов – жизнь строительной организации

Управляющая система. Ее задача руководить строительным производством, воздействуя на коллективы людей. Управляющая система – есть совокупность органов управления. Это органы, которые работают с информацией.

Управляющая и управляемая система связаны информацией.

Информационная связь:

Информация – дорогая штука. Ради нее составляют Автоматизированные системы управления.

Людей нужно оснастить информацией, именно так они принимают решения.

Количественная связь. Она свидетельствует о зависимости объема управляющей системы от объема управляемой системы.

С численностью управленческого персонала борются со старых времен

ОАО «РЖД» - численность аппарата управления – 4200 человек

объем управляющей системы

объем управляемой системы

новый поезд  – управляющая

Управление должно успевать решать вопросы, иначе, будет невыгодно иметь такое соотношение количества управляющих и управляемых.

Качественная связь – выражается в зависимости качества работы одной системы от другой. Если управляющая система результативно работает, то она добьется хорошей работы от управляемой системы.

Подсистемы управления

Как доказать, что подсистемы существуют? Ответ - На внешнее воздействие на систему СМП реагирует какой-то своей частью (на каждое воздействие наибольшая реакция). Эти части стали называть подсистемами. Они распространяются на управляемую и управляющую систему. Подсистем может выделять 5 или 6

Похожие материалы

Информация о работе