Демократический стиль управления – стиль командной работы, стиль формирования команды единомышленников.
Умение подбирать людей для команды. Достоинства демократа – он сознательно допускает изложения самых разных предложений на разных стадия решения проблемы.
Легко переживает, если решение будет разгромлено в ходе обсуждения.
Демократ в общении с людьми доброжелателен, умеет находить компромиссное решение и часто находит.
Демократ умеет выступать обоснованно, умело выбирает вопросы
Методы решения – решения принимает всегда индивидуальные, стремится не администрировать, максимальную нагрузку.
Методы контроля – демократ умеет отличить серьезный недостаток от пустякового
Демократ искренне считает, что за недостаток должен отвечать тот, кто его совершил.
Работает успешно.
Либеральный стиль управления – слабый, нерешительный, сплошь компромисс
Либералы боятся принимать индивидуальные решения, почти всегда стремятся к коллегиальности решений.
Коллегиальные решения часто конъюнктурные
Взаимоотношения с людьми мягкие
Законы обходит не любят
Слабый тип руководителя, в транспортном строительстве их немного
Чистых стилей управления, также как и чистых темпераментов, почти не бывает. В транспортном строительстве:
Автократов – 54%
Демократов – 44-45%
Либералы -1-2%
GRID – (англ) решетка
Успех в людях – отношении подчиненных к руководителю
1.1 – «Нищета управления», успех минимальный: ни в людях, ни в производстве, руководители стремятся удержаться на должности компенсируя отсутствие успеха отношениями с собственниками. (класс. – Либерал)
5.5 – «Центрист», пользующийся теория перекрестка. Руководители этого стиля добиваются хороших результатов, если нет амбиций по выходу на мировой уровень
1.9 – «Хозяйка загородного клуба», академический стиль управления, руководители этого стиля делают все, чтобы создать максимально комфортные условия для работников. (Хуже чем 1.1)
9.1 – Руководитель этого стиля имеет целевую ориентацию на максимальный успех предприятия. (класс. – Автократ)
9.9 – «Стиль командной работы», когда руководитель умеет сформировать команду единомышленников, и это команда добивается большого успеха в производстве и людях. (класс. – Демократ)
Цель классификация GRID – популяризация стилей, сделать доступными стили для всех
Дополнительные характеристики:
· Паттермализм
· Маттермализм – «клужка с цыплятами»
«Информаторы» - доносчики – неправильный метод социологических исследований
Руководитель, использующий информаторов, не может эффективно руководить
Социологические исследования – объективный способ получения информации о бригадах
1. Анкетирование:
Анкетирование – дорогостоящее мероприятие. Оно должно проводиться по серьезным, глобальным, проблемным вопросам
Анкетирование должно проводиться либо специальной организацией, либо специально обученные люди из организации
Заказчики анкетирования часто перегибают палку в количестве вопросов
По мнению лектора, в анкету в строительных организациях включать больше 10 вопросов не нужно.
Сами вопросы могут иметь разную основу для получения информации
Имеются закрытые, открытие и комбинированные вопросы
Закрытые – «Да» или «Нет» - факт
Открытие вопросы – отвечающий сам дает ответ, как хочет
Комбинированные вопросы – вопросы с вариантами заранее заготовленных ответов
Иногда есть ответ или по вашему желанию – вопрос переведен в открытый
Достоинства и недостатки вопросов:
· закрытые легко обрабатывать, легко считать, минимум информации
· открытый – сложно обрабатывать, максимум информации, появляется информация для произвола, начинает влиять мнение обработчика
· комбинированные вопросы – полностью недостатки и достоинства не нивелируют
Наиболее легкие вопросы должны быть в начале анкеты
Трудность должна нарастать к центру, а затем должна падать.
Анкетирование – дело добровольное, издавать приказы не стоит
Нужно внимательно следить за корректностью вопросы, иногда вопросы оскорбляют чувства некоторой группы людей.
2. Интервьюирование
Интервью - целенаправленная беседа руководителя
Цель – первое, что должен сформулировать руководитель, нужно заранее сформулировать вопросы
Интервью может проводиться только при желании собеседника, если собеседник пошел на беседу, но замкнулся – интервью надо прекратить, найти другие условия и повторить, если есть необходимость.
Руководитель может проводить интервью сам или поручить другому лицу.
Рекомендацию к интервью – добровольность, благоприятная обстановка для беседы (если на высоком уровне – можно за кружкой чая), в процессе беседы иногда человеку трудно вести равноправную беседу с руководителем – разумный руководитель должен сделать все, чтобы собеседник не был зажат, нужно делать наводящие …, но не давить.
После интервью руководитель должен проанализировать беседу, сразу. Нужно найти айсберги в беседе.
3. Изучение исполнительной документации
Исполнительная документация дает очень много информации.
Отчетность по выполнению планов – сам факт выполняются планы или нет, говорит о том, как работает коллектив и в каком он состоянии
Нужно глубоко проанализировать, как выполняются эти планы:
- Строительно-монтажные работы выполняются так, что они формируют план
- Строительно-монтажные работы отстает от плана и есть незавершенное производство, за счет чего «натягивают» план
- Бывают случаи формального невыполнения плана, подтасовка в выполнении плана
- Откровенное жульничество
Следует анализировать внимательно рапорты и протоколы планерок, оперативных совещаний, конференций.
Если в рапортах и планерках обсуждается постоянно один и тот же вопрос – то это показатель того, как организованно управления, или наоборот, какие вопросы вообще не обсуждаются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.