Управление как целенаправленное воздействие, страница 12

Полезно почитать периодическую печать, в которой есть публикации о СМП, при этом крайне важно оценить саму публикацию (заказная или появилась в силу общественного интереса). Если заказная публикация, то нужно увидеть, кто заказчик.

4.  Личные наблюдения

Речь идет о наблюдении руководителя за подчиненным на производстве

Вопросы, по которым ведется наблюдение:

-  Умение напряженно (умеет работать с перенапряжением) и результативно работать

-  Умение строить отношение с подчиненными

-  Умение критически оценивать свою деятельность

-  Нужно выявить профессионал, полупрофессионал или любитель

-  Умение взаимодействовать с общественными организациями

-  Коммуникабельность (как быстро сотрудник умеет/не умеет входить в деловые контакты)

-  Смелость и решительность

5.  Метод конференции

В настоящее время проводится большое количество научно-технические конференции. Нужно изучать материалы конференций и брать из них то, что полезно

Преимущества – получение полезной документации практически за бесплатно.

6.  Социальный эксперимент и др.

Формирование трудовых строительных коллективов

Понятие и разновидности коллективов

Коллектив – это группа свободных людей, объединенных единой целью, наделенных правами, обязанностями и ответственностью, хорошо организованных и дисциплинированных и снабженных органами управления.

Свобода – осознанная необходимость (по Ленину)

Свободный выбор  не создает приятной, расслабленной работы.

В коллективе могут складываться разные отношения. Одни высоко ценит личную ценность и трудовой ценность.

Цель – делает коллективы разными, коллективы различаются по цели: трудовые, учебные, спортивные и т.д.

Трудовые коллективы делятся  производственные и непроизводственные

Производственные коллективы заняты в сфере занятого производства, они выпускают продукцию, которую можно реализовать на рынке для удовлетворения материальных потребностей членов общества.

Непроизводственные коллективы – коллективы, которые оказывают услуги (все транспортные коллективы непроизводственные), или производят продукцию, которую можно реализовать на рынке для удовлетворения моральных потребностей членов общества.

Существуют базовые коллективы и коллективы, состоящие из базовых коллективов

Черты базовых коллективов – непрерывность и постоянство общения; высокая профессиональная однородность (обычно в базовом коллективе сосредотачиваются люди одной профессии); высокое влияние неформальных связей и отношений (нерасписанные производственные отношения)

Простая структура управления

бригада – мастер управляет бригадой через бригадира

Коллективы развиваются (когда добиваются цели) или деградируют (если не добиваются цели)

В деградирующих коллективах очень трудно работать

Базовый коллектив в строительстве – специализированная бригада

Существуют большое количество классификаций коллективов

Для создания сплоченных коллективов с хорошими условиями должны систематически выполняться следующие действия:

1.  Руководители, включая и общественные организации должны постоянно, систематически заниматься вопросами формирования базовых трудовых коллективов. Мастер, прораб, начальник отдела

2.  Подбор работников таким образом, чтобы тип темперамента соответствовал характеру выполняемой работы

3.  Оптимизация структуры базовых коллективов по полу, возрасту, квалификации, уровню образования.

4.  Использование позитивных традиций (негативное – злоупотребление алкоголем)

Позитивные – доброжелательный прием в коллектив (Наставничество)

5.  Влияние лидеров на сплоченность коллективов

Формальный лидер – назначенный и избранный (приказом, протоколом)

Неформальный лидер – выдвинутый на роль лидера за счет личностных качеств

формальный и неформальный лидер один и тот же человек – склонность к «Вождизму»

формальный и неформальный лидер могут работать в согласии

формальный и неформальный лидер могут противостоять друг другу

Пути решения:

1.  Сделать неформального лидера формальным

2.  Изменить формального лидера (более сильного)

3.  Удалить неформального лидера (необходимо делать разумно)

4.  Изменить и формального лидера и удалить неформального лидера.

6)  Влияние стиля управления на дисциплинарную практику

Руководитель не должен выступать конфликтной личностью в коллективе, хотя  бывают ситуации, когда конфликты неизбежны.

Пример позитивного конфликта: внедрение технического новшества, если люди упорствуют внедрению новшества, с ними приходится расставаться.

Толерантность к не слишком негативном явлениям

Честность, порядочность и смелость руководителя в формировании коллектива.

Смелость нужна руководителю для принятия решений. Для условий с неполной информацией.

Смелость нужна руководителю, чтобы противостоять вышестоящим организациям для защиты своих интересов.

Честность – нечестный руководитель неавторитетен. Руководитель должен заботиться о благополучии предприятия и подчиненных

Технология принятия решения

Понятие решения

Решение – есть определение круга действий, которая должна совершить управляющая система для того, чтобы управляемая система достигла поставленной цели

Решение – есть кульминация управления

Человек должен быть профессионалом, чтобы принимать решения.

Цель сформулирована правильно

Оптимальное решение – решение, которое невозможно улучшить в данных конкретных решениях

Критерии оптимальности определяются индивидуально

Ранжирование критериев – 1-е, 2-е место

Возможно применение бальной системы

Варианты решения – 2, 3 варианта (конкурентоспособных)

Оценки рисков появилась за последние 5-6 лет.

К сожалению математики не решили проблему