Структура управления – состав, соподчиненность, административно-производственные связи между звеньями и ступенями, а также объем, порядок и последовательность выполнения управленческих работ в строительстве (определяется в должностных инструкциях).
Те, кто решает все вопросы – линейные руководители
Те, кто решает узкие вопросы – функциональные руководители
Линейный руководитель не может знать все в деталях, поэтому в помощь ему приходить функциональный руководитель.
НО: Линейный руководитель должен в деталях знать управление и экономику в производства.
Линейное управление – руководство в основном административно-хозяйственной и производственной деятельностью, при которой между руководителем и подчиненным устанавливаются прямые производственные связи по всем вопросам, встречающимся в управлении в строительстве.
Линейные руководители имеют право издавать приказы, а функциональные этого права лишены.
С помощью линейного управления реализуется принцип единоначалия.
Линейное управление – основное управление. На нем как на каркасе выстраиваются другие виды управления.
1) Минимум соподчиненных ступеней
7.Десятник
6.Мастер
5.Старший Мастер
4.Прораб
3.Старший Прораб
2.Начальники участков
1.Начальники строительно-монтажных поездов
При таком количестве ступеней приказы до низшей ступени дойдут на 7 день
Из этих семи ступеней десятник вымер как класс, из необходимости минимизации ступеней управлений. В продвинутых организациях мастер и старший мастер несоподчинены, находятся на одной ступени. То же самое можно сказать, о старших прорабах и прорабах. Начальники участков на сегодняшний день почти везде отсутствуют.
Скорость движения управленческой информации повышается при сокращении количества ступеней, также увеличивается и управляемость СМП, увеличивается радиус видимости проблема у начальника СМП
Управляемость – скорость реагирования на управленческие воздействия
Чем больше ступеней, тем больше вероятность нахождения «разгилдяя» на какой-либо ступени управления
2) Между руководителями и подчиненными должно быть рациональное численное соотношение
Во многих учебниках пишут оптимальное соотношение, это не совсем корректно
На уровнях начальников отделов это соотношение должно быть от ¼ до 1/6
50% - интервал огромный, об оптимальности говорить не приходится
Число студентов, находящихся на одного преподавателя. Чем больше студентов, чем больше преподавателям. В московском университете ¼, в тамбовском университете 1/13. Разброс 300%
1 студент одного факультета = 1 единица
5 студентов вечернего факультета = 1 единица расчет
10 студентов заочного факультета = 1 единица расчета
Это показывает отношение государства к вечерникам и заочникам
7000 студентов = 700 ставок, 1/9 – 800 ставок
Если объект несложный, экспериментов не проводится, инженерно-геологические условия не трудные – стоит брать 1/6
В сложных условиях лучше брать ¼
Если условия промежуточные, то руководитель СМП сам выбирает соотношение
Зачем выдерживать соотношение?: Ответ: экономика заставляет укладываться в пределы:
· При высокой загруженности начальника, работники отдыхают
· Любой руководитель стремится доказать, что не напрасно ест «хлеб». Начинается выяснение «мелочных вопросов». Незагруженный руководитель всегда утверждает, что он всегда перегружен. Нижестоящие ступени «захлебываются» в бумагах. Иногда бумаги пишутся только для того, чтобы что-то написать, нет даже должного контроля. Всегда необходимо просмотреть, если ли в документе содержательная часть.
На уровне начальника СМП от 1/7 до 1/11. Причина: опыт. В реальности обычно это соотношение меньше 1/7
160 человек подчинялось НОД, но это не усиление управление, это неразумный подход
По окончанию всех перестроек на НОД замыкалось 18 человек
3) Соотношение между инженерным и техническим трудом должно быть рациональным и составлять от 1/1.5 до 1/3.
В реальных условиях это соотношение в лучшем случае 1/1, а чаще 1/0.4 1/0.25
Так получилось, что сегодняшний день инженеры чаще всего занимаются техническом трудом, чем инженерным, и это неправильно.
Если есть 4 инженера, то должно быть 2 техника.
4) Четкая специализация управленческой деятельности по исполнителю
Цель руководителя создать такую систему – что любое выбытие одного подчиненного не останавливало работу.
На производстве ради этого можно заплатить за деньги за освоение другой специализации.
5) Руководитель должен, прежде всего, планировать, организовывать, координировать, активизировать, учитывать и контролировать труд подчиненных.
Техническую работу он должен направлять подчиненным с короткими и четкими указаниями, сам такую работу может делать только в исключительных случаях.
Исключительные случаи: появилась новая разовая несистемная работа, которую проще делать самому, чем объяснять, как делать подчиненному, иногда бывают серьезные документы, имеющие большую важность, от того как написано такое письмо, будет зависеть будет – финансирование или нет, если в числе подчиненных нет людей, умеющих хорошо писать.
Короткие и четкие указания: давая указания не надо растекаться, нужно сосредоточиться на узловых вещах
(((Информацию инженеру нужно давать с недодачей, однако нужно дать основные положения и знать потенциал и возможности своих подчиненных)))
6) Все приказы должны передаваться только непосредственно подчиненному звену, и, ни в коем случае, не минуя его.
Психологическое состояние обходящего нарушается.
Второе звено, не зная о первом приказе может издать другой приказ, который противоречит первому. Пути решение проблемы:
· Написать приказ в два адреса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.