Управление как целенаправленное воздействие, страница 4

Структура управления – состав, соподчиненность, административно-производственные связи между звеньями и ступенями, а также объем, порядок и последовательность выполнения управленческих работ в строительстве (определяется в должностных инструкциях).

Линейное управление

Те, кто решает все вопросы – линейные руководители

Те, кто решает узкие вопросы – функциональные руководители

Линейный руководитель не может знать все в деталях, поэтому в  помощь ему приходить функциональный руководитель.

НО: Линейный руководитель должен в деталях знать управление и экономику в производства.

Линейное управление – руководство в основном административно-хозяйственной и производственной деятельностью, при которой между руководителем и подчиненным устанавливаются прямые производственные связи по всем вопросам, встречающимся в управлении в строительстве.

Линейные руководители имеют право издавать приказы, а функциональные этого права лишены.

С помощью линейного управления реализуется принцип единоначалия.

Линейное управление – основное управление. На нем как на каркасе выстраиваются другие виды управления.

Условия создания, функционирования и перестройки линейного управления

1)  Минимум соподчиненных ступеней

7.Десятник

6.Мастер

5.Старший Мастер

4.Прораб

3.Старший Прораб

2.Начальники участков

1.Начальники строительно-монтажных поездов

При таком количестве ступеней приказы до низшей ступени дойдут на 7 день

Из этих семи ступеней десятник вымер как класс, из необходимости минимизации ступеней управлений. В продвинутых организациях мастер и старший мастер несоподчинены, находятся на одной ступени. То же самое можно сказать, о старших прорабах и прорабах. Начальники участков на сегодняшний день почти везде отсутствуют.

Скорость движения управленческой информации повышается при сокращении количества ступеней, также увеличивается и управляемость СМП, увеличивается  радиус видимости проблема у начальника СМП

Управляемость – скорость реагирования на управленческие воздействия

Чем больше ступеней, тем больше вероятность нахождения «разгилдяя» на какой-либо ступени управления

2)  Между руководителями и подчиненными должно быть рациональное численное соотношение

Во многих учебниках пишут оптимальное соотношение, это не совсем корректно

На уровнях начальников отделов это соотношение должно быть от ¼ до 1/6

50% - интервал огромный, об оптимальности говорить не приходится

Число студентов, находящихся на одного преподавателя. Чем больше студентов, чем больше преподавателям. В московском университете ¼, в тамбовском университете 1/13. Разброс 300%

1 студент одного факультета = 1 единица

5 студентов вечернего факультета  = 1 единица расчет

10 студентов заочного факультета  = 1 единица расчета

Это показывает отношение государства к вечерникам и заочникам

7000 студентов  = 700 ставок, 1/9 – 800 ставок

Если объект несложный, экспериментов не проводится, инженерно-геологические условия не трудные – стоит брать 1/6

В сложных условиях лучше брать ¼

Если условия промежуточные, то руководитель СМП сам выбирает соотношение

Зачем выдерживать соотношение?: Ответ: экономика заставляет укладываться в пределы:

·  При высокой загруженности начальника, работники отдыхают

·  Любой руководитель стремится доказать, что не напрасно ест «хлеб». Начинается выяснение «мелочных вопросов». Незагруженный руководитель всегда утверждает, что он всегда перегружен. Нижестоящие ступени «захлебываются» в бумагах. Иногда бумаги пишутся только для того, чтобы что-то написать, нет даже должного контроля. Всегда необходимо просмотреть, если ли в документе содержательная часть.

На уровне начальника СМП от 1/7 до 1/11. Причина: опыт. В реальности обычно это соотношение меньше 1/7

160 человек подчинялось НОД, но это не усиление управление, это неразумный подход

По окончанию всех перестроек на НОД замыкалось 18 человек

3)  Соотношение между инженерным и техническим трудом должно быть рациональным и составлять от 1/1.5 до 1/3.

В реальных условиях это соотношение в лучшем случае 1/1, а чаще 1/0.4 1/0.25

Так получилось, что сегодняшний день инженеры чаще всего занимаются техническом трудом, чем инженерным, и это неправильно.

Если есть 4 инженера, то должно быть 2 техника.

4)  Четкая специализация управленческой деятельности по исполнителю

Цель руководителя создать такую систему – что любое выбытие одного подчиненного не останавливало работу.

На производстве ради этого можно заплатить за деньги за освоение другой специализации.

5)  Руководитель должен, прежде всего, планировать, организовывать, координировать, активизировать, учитывать и контролировать труд подчиненных.

Техническую работу он должен направлять подчиненным с короткими и четкими указаниями, сам такую работу может делать только в исключительных случаях.

Исключительные случаи: появилась новая разовая несистемная работа, которую проще делать самому, чем объяснять, как делать подчиненному, иногда бывают серьезные документы, имеющие большую важность, от того как написано такое письмо, будет зависеть будет – финансирование или нет, если в числе подчиненных нет людей, умеющих хорошо писать.

Короткие и четкие указания: давая указания не надо растекаться, нужно сосредоточиться на узловых вещах

(((Информацию инженеру нужно давать с недодачей, однако нужно дать основные положения и знать потенциал и возможности своих подчиненных)))

6)  Все приказы должны передаваться только непосредственно подчиненному звену, и, ни в коем случае, не минуя его.

Психологическое состояние обходящего нарушается.

Второе звено, не зная о первом приказе может издать другой приказ, который противоречит первому. Пути решение проблемы:

·  Написать приказ в два адреса