Основное затруднение в постановке этого направления видится в недопонимании принципов системы со стороны некоторых руководителей среднего звена, которые считают, что главный критерий для продвижения персонала - профессиональные навыки, выраженные в количестве отработанных на предприятии лет.
Тем не менее интенсивное развитие этих двух систем в будущем позволяет надеяться на следующие положительные тенденции в динамике персонала:
· рост числа работников с высшим и незаконченным высшим образованием;
· рост числа работников со среднеспециальным и среднепрофессинальным образованием;
· сокращение числа работников со средним, а также неполным средним и начальным образованием;
· улучшение ситуации с «омоложением» персонала (увеличение количества персонала до 30 лет, в том числе и среди руководителей, сокращение – старше 50 лет).
3. Система оценки персонала
Для более точной оценки персонала целесообразно сочетание комплекса оценочных методов и технологий. Метод экспертных оценок, технологии 360, различные методы психологического тестирования – всё это позволяет эффективно решать задачи по отбору, аттестации, обучению сотрудников и т.п.
Главные требования при построении данного направления работ:
· единообразие форм и методов оценки, обеспечивающее удобство и простоту в использовании, с одной стороны, и всестороннюю, комплексную оценку-с другой;
· регулярность, позволяющая выявить потенциальные возможности как для сотрудников, так и целых служб в настоящий момент и в будущем;
· наличие фактора стимулирования персонала к профессиональному росту, участию в реализации стратегии предприятия.
В ООО ЦТО «Самойленко и Кº» возможно использование новаторской технологии комплексной оценки подразделений, состоящей из следующих элементов:
· социально-демографические характеристики: качественно-количественный состав подразделений и его динамика;
· качественная характеристика руководящего состава (личные и деловые качества, уровень профессиональной компетенции, лидерские качества, авторитет в коллективе и т.п.);
· анализ социально-психологического климата (трудовая ситуация, производственная установка, основные мотивы взаимодействия внутри коллектива, оценка формальных и неформальных лидеров, мотивирующих факторов).
По результатам исследований вырисовывается проблемное поле предприятия: выводятся абсолютные величины всех критериев оценки, выявляются «зоны риска» - подразделения, где по тем или иным критериям неудовлетворенность превышает средние величины по предприятию, и эти выводы направляются для принятия решения директорам, курирующим те или иные вопросы; разрабатываются корректирующие мероприятия, по реализации которых производятся контрольные замеры. Благодаря этим мероприятиям могут быть разрешены конфликтные ситуации в ряде подразделений.
Кроме того, целесообразно проведение психологических тренингов в подразделениях, что способствует единению в коллективе, формированию команды, обучению групповым и командным методам работы.
Важным этапом развития этой системы является анализ соответствия специалистов и руководителей предприятия квалификационным требованиям должностных инструкций [20].
Анализируя реализацию данной системы на уровне подразделений, следует отметить важность одобрения и поддержки технологии оценки подразделений на всех стадиях ее проведения, чтобы в ней все (от рядовых работников до руководителей) увидели возможность улучшения и дальнейшего развития; основная возможность повышения эффективности данной формы работы в коллективе – широкое вовлечение в нее всех функционально ответственных служб.
Эффективно можно решить задачи укомплектования и расстановки наиболее квалифицированных работников, если основным принципом оценки станет уровень образования, квалификации, личностных и деловых качеств, а не оценка, основанная только на принципах семейственности или стажа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.