Отец, как правило, играл в жизни ребенка гораздо меньшую роль, он был занят важными делами вне дома, гораздо меньше общался с детьми и олицетворял в семье высшую власть. Но всё же глава семьи не был чем-то совсем далеким – Феликс Фелиньский пишет, как после злоключений и скитаний во время восстания они были счастливы «после столько пережитого оказаться в объятиях любимого папы»[28]. Каждое Рождество на сам праздник и именины матери отец, Герард Фелиньский, который жил в другом городе и служил чиновником, всегда выбирался к семье и проводил с ними праздники[29]. Некоторые отцы посвящали много времени семье – например, Габриэла Пузынина пишет о своем дяде Константине Тизенгаузе, который все свое время посвящал науке и воспитанию детей, занимался с сыном орнитологией и энтомологией[30]. Корзон вспоминает, как отец рассказывал ему о его деде, который служил в Пятигорском полку, о знаменитых войнах и битвах прошлого, о Грюнвальде и т.д.[31] В воспоминаниях Габриэлы Пузыниной приведен интересный отрывок из письма ее сестры, который можно рассматривать как аутентичный детский источник. В нем она рассказывает, как семья веселилась на Рождество – как родители сходили с ума вместе с детьми. Кто-то предложил Габриэлке принести показать ее дневник, потом дядя выхватил его, и началась веселая возня, в которой взрослые веселились не хуже детей[32].
Другие родственники тоже проявляли заботу о детях – например, бабушки и дедушки. Габриэла Пузынина вспоминает, как дедушка учил ее сестру читать, выкладывая буквы из черешни[33]. Бабушка Феликса Фелиньского учила внуков катехизису, молитвам[34]. Поездка к бабушке вспоминается Габриэлой Пузыниной как больше событие и праздник. Бабушки, дедушки, тети и дядя баловали своих внуков и племянников, дарили им подарки[35], возили их на прогулки[36], в театры и музеи, но и дети должны были радовать своих родственников – в воспоминаниях есть упоминания о том, какие сюрпризы они готовили по случаю именин бабушки[37], дяди[38] и т.д. Домашние представления, танцы в костюмах, чтение стихов, разнообразные рисунки, поделки, рукоделия – все это дети делали в огромных количествах для своих родственников, чаще всего в определенных случаях – домашних праздников и т.д.[39]. Дети помогали взрослым, исполняли небольшие поручения – например, старшая сестра могла присматривать за младшими детьми, дети читали взрослым вслух. Дядя Габриэлы Пузыниной играл с удовольствием с детьми как ребенок, рисовал для них лошадей и собак, лепил из хлеба «целое хозяйство, с большим скульпторским талантом»[40]. Племянницы забавлялись с тетей, делая ей прически, так что ей приходилось убегать от маленьких назойливых парикмахеров[41].
Бывало так, что ребенок чувствовал себя «сиротой в собственном доме» – например, когда он не был родным и просто воспитывался там. Так описывает свое состояние в доме тетки Эва Фелиньская, особенно поначалу, когда она попала одна в семью, где уже сложились определенные отношения детей между собой и отношения детей и родителей, где никто не нуждался в ее дружбе и не оказывал ей внимания, так необходимого ребенку. Единственной близкой душой для нее в то время была служанка, которая жалела маленькую девочку, могла побаловать ее вкусностями и иногда приласкать. Часто дети имели хорошие отношения со слугами (например, с нянькой, с садовником) – но оставаясь в рамках своего положения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.