Корзон рассказывал о некой даме, жившей по соседству, которая держала частный пансион, обучая детей начальным знаниям[89]. Кроме такой «школы» ученик мог ходить на занятия к учителю домой (например, если его репетировал кто-то из учителей гимназии, как Корзона) или сам учитель приходил к ученику (особенно если это был гимназист старших классов или студент). Обычно же наемный учитель/гувернер жил в имении и постоянно присматривал за детьми, обучая их, кроме школьных предметов, хорошим манерам. Положение гувернантки или гувернера скорее походило на статус домочадца (в отличие от Англии и Германии, где гувернантка относилась к прислуге). Гувернер мог иметь разное социальное происхождение – от маркизов и аббатов, бежавших из Франции после революции, до совсем простых людей[90]. Некоторым родителям были важнее нравственность учителя и его отношение к детям, чем высокая образованность и происхождение, тем более что за них приходилось больше платить. В программу обучения (если так можно сказать, потому что чаще всего ее не было как таковой) входили следующие предметы: чистописание, польский язык, арифметика, основы географии, истории, мифологии, естествознания, латынь (для мальчиков), иногда – литература, в основном французская.
Набор предметов и глубина и тщательность их изучения зависели от требовательности и финансовых возможностей родителей, а также фантазии учителя. Основной предмет, которым занимались больше всего – это иностранные языки. В первую очередь, конечно, французский язык, хотя учили также немецкий, иногда – английский. Лучше всего было, если иностранный язык преподавал его носитель; после Французской революции и походов Наполеона было не так сложно найти француза (или француженку), готового преподавать детям шляхты свой родной язык, а иногда и некоторые другие науки. Бывали и учителя из поляков или полек, правда, в таких случаях был риск выучить язык, который потом не будут понимать сами французы, потому что не всегда такие учителя, особенно в провинции, заботились о хорошем произношении и правилах грамматики[91]. Конечно, встречались и хорошие преподаватели[92]. Кроме иностранных языков и не очень большого набора других предметов шляхетских детей учили танцам, рисованию и музыке[93]. Не всегда можно было найти учителя, совершенного в этих искусствах, и не всегда сами дети обладали артистическими способностями, которые стоило развивать, тем не менее, эти умения были нужны для светской жизни и, как считалось, для общего гармоничного развития личности. Мальчиков также учили верховой езде[94], фехтованию и стрельбе (из лука и из ружья).
Были дворяне, которые давали своим детям только домашнее образование, но находились и те, кто посылал своих отпрысков (сыновей) в различные публичные школы. Это считалось полезным по ряду причин – школа зачастую давала лучшее по качеству образование, и это было дешевле, чем держать много учителей по разным предметам. Кроме того, жизнь вдали от родителей, совместное проживание и обучение с другими детьми давали возможность развития хороших качеств – самостоятельности, ответственности, умения вести себя в большом коллективе и т.д. Существовало по крайней мере два типа таких школ для мальчиков: светские (уездные училища, школы, гимназии) и религиозные (при католических или униатских монастырях). Отметим в скобках также существование приходских школ, в задачу которых входило начальное образование, но не сельского народа, а подготовка детей из семей небогатых шляхтичей и мещан к средним учебным заведениям. В такой школе некоторое время учился Феликс Фелиньский[95]. Что-то среднее между школой и университетом представлял собой Кременецкий (Волынский) лицей, существовавший в 1805-1831 гг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.