С ростом ребенка игры приобретали более спортивный и развлекательный характер. Из подвижных игр упоминаются снежки[146], стрельба из лука[147], разные игры с мячом, который нужно было бросать и ловить («стенка», «перекати-поле»)[148], с шаром (шарами), которые нужно было катать (битами или руками)[149], игра в кегли[150], лапта[151]. Подвижные игры, не требующие инвентаря, типа пятнашек (с разными вариациями)[152], тоже часто упоминаются[153]. Мальчишки играли в «войну», устраивая побоища «стенка на стенку» с разными правилами: чтобы победить, команда должна была взять штурмом «крепости»[154] или сбить шапки со всех противников[155] и т.д. Весной, когда снег таял и можно было снова гулять в лесу, в начале мая, устраивались «маёвки» - в источниках содержится много упоминаний о них. Это были пикники молодежи, с едой, песнями, развлечениями и играми[156].
В некоторые из упомянутых выше игр можно было играть и в помещении. Были и игры специально для того, чтобы играть в комнате – горячие стулья[157], волан, кольцо[158], фанты[159], живые картины и шарады[160]. Из настольных игр упоминается лото, в которое дети играли на деньги[161]. Большинство этих развлечений вели свое происхождение от салонных игр взрослых. Об этой тенденции пишет в своей книге «Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке» Филипп Арьес: многие игры, бывшие модными среди элиты как светские развлечения на балах и приемах, постепенно, выходя из моды, переходили в детскую и там сохранялись довольно долго как детские игры[162]. Еще один тезис Арьеса, который, как мне кажется, находит свое подтверждение в наших источниках, звучит так: в XVIII и даже XIX веке не существовало четкого деления на детские и взрослые игры и развлечения[163], дети разделяли с взрослыми праздники, могли ездить с ними в гости, театр и т.д.
Существовало не так много специфически детских развлечений, зато развлечений, в которых дети могли участвовать наравне со взрослыми, было достаточно. Например, семейные праздники и съезды. Это могли быть именины, крестины, переезд, свадьба. Детей наряжали, они танцевали вместе со взрослыми, могли обедать/ужинать вместе со всеми, только спать их отправляли раньше, чем взрослые расходились. Также были церковные и народные праздники: Пасха, Рождество, Богоявление (Праздник Трех королей), Зеленые святки[164]. Балы, съезды, маскарады устраивались и просто без повода. Особой привлекательностью для детей обладали театр, балеты, хоры и представления, в том числе любительские. Габриэла Пузынина вспоминает богатую программу своего пребывания у бабушки в Варшаве: детей возили в парки, «каждое утро отец отвозил нас осматривать какой-нибудь музей, обсерваторию, монетный двор или дворец: Зайончека, Потоцких, Красиньских, где были кроме прекрасных залов разные вещи, связанные с национальным прошлым или картины исторического содержания»[165], «после обеда он предложил нам прогуляться до фабрики, где набивали разноцветные ситцы, и в школу плавания, главой которой был француз, Валентен Д’Отрив»[166]. Шляхта устраивала танцы даже как дополнение к охоте: мужчины уезжали охотиться, дамы заботились об угощении, а после еды вся компания начинала танцевать[167]. Проходили разнообразные пикники – например, Пузынина описала пикник, который организовывала Изабелла Чарторыйская – каждая семья должна была привезти на него свое блюдо[168]. Устраивалось катание на лодках, зимой – на санях, на коньках. Даже если дети не участвовали непосредственно в этих развлечениях, они слушали рассказы о них, что уже было немалой радостью[169].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.