Исследование детства польских дворян остается актуальным. Это актуально с точки зрения истории повседневности, истории материальной культуры, общественных отношений, истории образования. Поняв, как росли дети польской шляхты, можно будет яснее увидеть, почему польское общество было именно таким, каким оно было. У нас нет недостатка в источниках, особенно таких, как мемуары и воспоминания. Возможно привлечение и других типов источников, таких как переписка, документы, связанные с системой образования и т.д. Было бы чрезвычайно интересно привлечь аутентично детские источники – т.е. такие, авторами которых являются дети. Изучение этой темы позволит по-новому взглянуть жизнь польского общества в XIX.
Источники
Felińska E. Pamiętniki z życia Ewy Felińskiej. T. 1. Wilno. 1856.
Feliński Z. S. Pamiętniki ks. Zygmunta Szczęsnego Felińskiego, arcybiskupa warszawskiego. Cz. 1. 1822-1851. Kraków. 1897.
Feliński Z. S. Paulina, córka Ewy Felińskiej. Lwów. 1886.
Gołębiowski Ł. Gry i zabawy różnych stanów w kraju całym, lub niektórych tylko prowincyach. Warszawa. 1831.
Massalski E. T. Z pamiętników (1799—1824) // Z filareckiego świata: Zbiór wspomnień z lat 1816—1824. Warszawa. 1924. S. 207-303.
Odyniec A. E. Wspomnienia z przeszłości: opowiadane Deotymie. Warszawa. 1884.
Puzynina G. W Wilnie i we dworach litewskich (1815–1843). Kraków. 1990.
Zan T. Notatki pamiętnikarskie (1799—1824) // Z filareckiego świata: Zbiór wspomnień z lat 1816—1824. Warszawa. 1924. S. 181-205.
Пржецлавский О. А. Калейдоскоп воспоминаний Ципринуса. 1811 и 1812 года. // Русский архив. 1872. № 12. С. 2269-2334.
Литература
Kaniowska-Lewańska I. Literatura dla dzieci i młodzieży do roku 1864. Warszawa. 1973.
Kot S. Historia wychowania. T. II. Warszawa. 1934.
Wołczuk J. Rosja i Rosjanie w szkołach Królestwa Polskiego (1833-1862). Szkice do obrazu. Wrocław. 2005.
Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург. 1999.
Бовуа Д. Гордиев узел Российской империи: Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793—1914). М. 2011.
Поляки в Петербурге в первой половине XIX века. Сост., предисл., подгот. и коммент. А.И. Федуты. М. 2010.
Pachocka A. Efemeryczny świat wspomnień – zabawy i zabawki dzieci możnych rodziców w I połowie XIX wieku // Teka Kom. Hist. OL PAN. 2004. 1. S. 163-175.
Winiarz A. Kształcenie i wychowanie dziewcząt w Księstwie Warszawskim i Królestwie Polskim (1807-1905) // Kobieta i edukacja na ziemiach polskich w XIX i XX w. T. II. Cz. 2. Warszawa. 1992. S. 5-27.
Jagiełło M. Szkoły klasztorne dla dziewcząt w XIX wieku – przykład lubelskich wizytek // Kobieta i edukacja na ziemiach polskich w XIX i XX w. T. II. Cz. 2. Warszawa. 1992. S. 29-37.
[1] Семья была польской, а не немецкой по происхождению. Изначально фамилия звучала как «Вежба» (т.е. «верба»), просто один из предков получил от императора Священной Римской империи за свою службу вместе с дворянством фамилию «Вендорф».
[2] Положение адвоката в Западных губерниях (согласно Литовскому статуту) было относительно высоким: кроме знания законов и принесения присяги, он должен был быть дворянином и владеть поместьем.
[4] Процесс беатификации начался в 1965 году. Причислен к лику блаженных в 2002 году, к лику святых – в 2009 году.
[5] Zan T. Notatki pamiętnikarskie (1799—1824) // Z filareckiego świata: Zbiór wspomnień z lat 1816—1824. Warszawa. 1924. S. 181-205.
[6] Massalski E. T. Z pamiętników (1799—1824) // Z filareckiego świata: Zbiór wspomnień z lat 1816—1824. Warszawa. 1924. S. 207-303.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.