Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики), страница 22

Еще один маленький пример того, как политические взгляды взрослых затрагивали детей – среди ребят, с которыми играл в детстве Корзон, некоторые воспитывались в частном пансионе, в качестве наказания применялась шапка с ослиными ушами. И когда один мальчик однажды получил эту шапку, задетый насмешками других детей, он закричал: «Я не осел, я архиерей с хоругвями!», потому что православный архиерей как раз жил неподалеку от этого пансиона, и все дети знали о нем и об отмене унии и испытывали к нему соответствующие чувства[218].

Таким образом, из приведенных выше примеров видно, что дети и подростки вполне могли оказаться очевидцами и даже участниками современных им событий. Их участие и отношение к ним было наделено характерными чертами детства: дети сильно переживали, всему верили. Их простодушие, доверчивость, впечатлительность и отсутствие жизненного опыта заставляли их относиться к событиям немного по-другому, чем это делали взрослые. Они сильнее сочувствовали и эмоциональнее реагировали. Иногда же, не осознавая опасности, они относились к происходящему как к игре. Для подростков характерно стремление рисковать, совершать подвиги, придавать своим поступкам общественное значение, поэтому во время таких событий, как война, восстание, многие из них мечтали попасть в армию и совершать подвиги на благо родины. Не всегда эти порывы были основаны на каких-то глубоких убеждениях, просто подростки были сильно впечатлены происходящим, находились под влиянием взрослых и товарищей, а также представлений, почерпнутых из книг. В детской игре находили отражение события и представления мира взрослых.


Заключение

В этой работе была принята попытка исследовать польское дворянское общество первой половины XIX века, рассматривая эту проблему сквозь призму детства шляхты.

Дети в XIX веке занимали особую нишу в обществе и семье. Ими до определенного возраста занимались нанятые для этого (если у семьи были на это средства) няньки, гувернантки и гувернеры, но родители также уделяли внимание своим детям. Семья играла в жизни детей важную роль. Вполне могли быть доверительные отношения детей и родителей, особенно детей с матерью. Однако дети никогда не были для взрослых на первом месте или в центре внимания.

У детей шляхты были лучшие возможности для получения образования. Не всегда все ими пользовались, но существовало несколько вариантов обучить своих отпрысков: домашнее образование, публичные школы (для мальчиков/юношей и для девочек/девушек), университет. Школы могли быть религиозными (при монастырях) и светскими. Качество образования сильно различалось в зависимости от учебного заведения и учителей. В программе (хотя не всегда была систематическая программа) преобладали иностранные и древние языки и классическая литература. Не стоит забывать и различные навыки, которыми обязаны были владеть дворяне: танцы, рисование, музыка, верховая езда и фехтование.

Как правило, не очень напряженная учеба и отсутствие необходимости физического труда (это относится к землевладельческой шляхте) давали возможность детям быть детьми и проводить свое свободное время в играх. Дети могли также участвовать в некоторых развлечениях взрослых – театр, балы, прогулки. Правда, существовали некоторые ограничения – детей могли отправить спать пораньше и т.д. В отношении игрушек можно сказать, что, хотя они были, они не отличались значительным разнообразием. Тогда в Польше не существовало ни фабричного производства игрушек и товаров для детей, ни, тем более индустрии детских развлечений.

Из источников видно, как события XIX века отразились в сознании детей, бывших их современниками. Они воспринимали их острее и ярче, чем взрослые, и сильнее на них реагировали. Герои и происшествия того времени входили (в несколько преображенном виде) в детские игры, сохранялись в детском фольклоре, по-своему оценивались в школьном обществе, в среде подростков.