Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 9

Многие экономисты продолжают предлагать легкий безболезненный способ регулирования экономики в рыночную модель, ссылаясь на ее способность к саморегулированию. Такой взгляд глубоко ошибочен, хотя под лозунгом «рынок все отрегулирует» долгое время делались и продолжаются попытки реформировать аграрный сектор и его отношение с партнерами по агропромышленному комплексу. Однако даже в странах с устойчивой рыночной экономикой постоянно действует регулируемая государственной социально-экономической политикой и соответствующими законодательными мерами эффективная система экономических рычагов в направлениях поддержания спроса и поддержки предложения. Также государство регулирует следующие макроэкономические показатели: уровень ВНП, промышленное производство, дефицит бюджета, процент индексации, денежную политику, уровень внешне-торгового оборота и показатели платежного баланса, а также структуру народного хозяйства.  АПК Украины имеет огромное значение на макроэкономику и на социально-политическую ситуацию в стране. Так, например, в настоящее время Украина имеет отрицательное значение платежного баланса, то есть не хватает валюты для обслуживания обязательств государства, в то же время импортируется значительная часть продовольствия, на что расходуется так необходимая валюта, вместо того, чтобы направить ее на оплату внешних долгов государства, ибо в валютный фонд Национального Банка Украины для поддержания курса национальной денежной единицы. Кроме того, насытив рынок дешевым продовольствием, можно легко разрядить социально-экономическую обстановку в стране. К тому же, около 40% населения связаны с сельским хозяйством и их занятость, а также уровень доходов являются важнейшими задачами государства.

Государство может влиять на ситуацию в АПК, как через макроэкономические факторы, характерные для всех отраслей народного хозяйства, так и целенаправленно. Прежде всего, посредством государственных закупок и налоговой политики.

Таким образом, госрегулирование макроэкономическими процессами в сфере АПК является наиважнейшей задачей правительства и Верховной Рады Украины.

2.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ РАЗВИТИЯ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА АПК.

А) ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Плановые основы управления, принцип плановости являются также атрибутом рыночной экономики, как и принципы свободы предпринимательства, конкуренции и др. Но индикативный характер плановой системы рынка не сопоставим с директивностью иерархии командно-распределительной системы управления. Для последней директивная сила плана по необходимости была доведена до верхнего возможного предела, поскольку это был всеобщий инструмент доведения решений до исполнителей и контроля за ходом их реализации. Строгая субординированность уровней и звеньев государственного управления лишала всю систему важнейшей предпосылки для динамичного развития - автономности  ее подсистем в выработке и реализации управленческих решений –и сковывала инициативу субъектов хозяйствования советской экономики. Кажется, именно это обстоятельство сыграло роль первой скрипки в том, что, выбрав рыночную ориентацию, из украинской СГР вместе с парализующей директивностью поспешили выбросить и плановость – в необходимый и всеобщий элемент рационального управления экономикой.

Как следствие, в придачу к другим просчетам, управление и на макроуровне (СГР), и на микроуровне (системы производственного менеджмента) потеряло четкую перспективу. Решения принимались, в большинстве случаев, интуитивно, без анализа альтернативных вариантов и возможных последствий.

В качестве примера бесплановых решений или непрограммируемого управления можно привести болезненные перипетии фермерского движения, когда первоначальное оживление сменилось торможением, а во многих регионах – и регрессом, ликвидацией фермерских хозяйств. Выступая инициатором образования семейных ферм, соответствующие органы не сумели ни обеспечить будущих фермеров методикой составленных бизнес-планов, ни организовать соответствующую консультативную деятельность, ни снабжать их минимумом необходимой информации ожидаемой конъюнктуре внутренних и внешних рынков агропромышленной продукции, по крайней мере, на ближайшую перспективу.