Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 19

Анализ влияния реструктуризации отношений собственности и форм хозяйствования на селе на динамику сельскохозяйственного производства позволяет прийти к выводу, что эти процессы не имели сколько-нибудь существенного отрицательного влияния на возникновение и углубление кризиса в национальном АПК. Причины этого явления – в иной плоскости. Кроме тех, что обусловили экономический кризис в целом, есть и особые причины, которые оказывали и оказывают непосредственное отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства. Среди них это, прежде всего – ограбление сельскохозяйственных предприятий при помощи государственного регулирования цен на продукцию села и продукцию для села.

Сельскохозяйственные предприятия практически полностью утратили возможность обновления и наращивания основных производственных фондов, приобретения оборотных средств, выплаты членам предприятий хотя бы мизерной зарплаты (почти вдвое меньшей против средней по народному хозяйству). Количество используемой техники на селе резко уменьшилось, степень ее износа достигла критического уровня, а производительность снизилась. Поступление в хозяйства энергоносителей, минеральных удобрений, ядохимикатов сократилось в несколько раз. Причина – отсутствие у производителей сельхозпродукции  средств для приобретения этих ресурсов. Вследствие этого нарушаются технологии производства, агротехнические мероприятия выполняются в ограниченных объемах и несвоевременно, из-за чего ухудшаются показатели производства и качества продукции, растут ее потери и повышается себестоимость.

Одной из самых политизированных в системе осуществляемой в Украине аграрной, в частности земельной, реформы является проблема купли – продажи земли, существование земельного рынка. Противники этой чрезвычайно важной составляющей рыночной экономики настаивают главным образом на том, что землю могут скупить у обедневших крестьян за бесценок богатые люди с целью спекулятивной ее перепродажи или организации хозяйств, основанных исключительно на наемной труде обезземеленных крестьян. На этом основании предлагается запретить рынок земли, ликвидировать право купли-продажи земли, предусмотренное Земельным кодексом и гарантированное Конституцией Украины.

Реальная действительность требует взвешенного рассмотрения этой проблемы. Прежде всего, следует принять во внимание, что, во-первых, рынок земли существует во всех странах рыночной экономики. Формируют его и  все бывшие социалистически страны Центральной и Восточной Европы. Во-вторых, мировой опыт показывает: ежегодно продается – покупается не более 1 – 2% от общей площади сельскохозяйственных угодий. В-третьих, во всех странах рыночной экономики сельхозпроизводители широко пользуются кредитами, которые выдаются им под залог земли и другой недвижимости.

Наши сельхозпроизводители крайне нуждаются в кредитовании. Кредиты им могут быть предоставлены частными банками только под залог (у государства возможностей предоставления кредитов нет, и появятся они не скоро). Однако залог земли невозможен, если у кредитора не будет права реализовать (продать) землю, которая может перейти в его собственность за невозвращенные кредиты.

И так, нужно не запрещать рынок земли в нашей стране, не отменять существующее право купли-продажи земли, ибо это будет лишь во вред сельскому хозяйству, а создать совершенные механизмы регулирования этого рынка со стороны государства, как это делается во всех цивилизованных странах. Мир накопил огромный опыт регулирования рынка земли, предотвращение спекулятивных тенденций, неэффективного использования земли и т.д. В процессе разработки такого механизма в нашей стране необходимо, прежде всего, отменить шестилетний мораторий на продажу переданных в собственность земельных участков, поскольку он препятствует применению залога земли под кредиты.

2.3. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ.