Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 15

Чтобы механизм такой обратной связи работал реально и безукоризненно, необходимо принять ряд мер.

Во-первых, региональные органы АПК (прежде всего, районного уровня) должны превратиться из жестко зарегламентированных проводников решений центра (Минагропрома) в субъекты выработки и реализации собственных решений. Речь идет не об очень модной в последнее время дерегуляции производства и экономических процессов, а о децентрализации, точнее – о рациональном распределении каждой функции СГР (начиная с ответственности, законодательно распределенной между центром и регионами, и заканчивая правами).

Во-вторых, чтобы внеэкономическое давление центра на товаропроизводителей не сменилось более изобретательным давлением региональных органов, нужно предоставить в распоряжение сельскохозяйственных товаропроизводителей как весомый аргумент собственность на землю, со всеми ее неотделимыми атрибутами (включая также право купли-продажи).

В-третьих, региональные органы, обеспечивая подфункциональным управлением центра реализацию решений министерства по вопросам его исключительной компетенции (а тем более – при принятии собственных решений по вопросам сугубо своей компетенции), должны максимально учитывать весь спектр интересов каждого отдельного товаропроизводителя. Иначе говоря, в системе государственного регулирования региональные органы должны стать представителями интересов хозяйствующих субъектов на своей территории.

Наконец, на повестке дня – разработка механизма, который бы позволил региональным органам адекватно аккумулировать хозяйственную инициативу товаропроизводителей и, основываясь на ней принимать решения как для реализации в пределах региона, так и для вхождения с соответствующими предложениями в центральные органы (министерство и Кабинет Министров). Одним из элементов такого механизма была бы деятельность на общественных началах советов товаропроизводителей АПК в районах и областях. Организационно-методическое обеспечение их работы со стороны региональных субъектов СГР, среди прочего, послужило бы фактором, удерживающим от наименьшего проявления монополистической политики.

2.2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ВАЖНЕЙШИЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР.

А). ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  К ЧАСТНОЙ.

Переход к рыночной экономике невозможен без решения проблемы собственности, реформирование которой является ключевым моментом экономической реформы. Необходимость реформирования отношений собственности на селе диктуется потребностью в возрождении у крестьян чувства хозяина земли и имущественных средств производства, что должно стать важнейшим побудительным мотивом к высокопроизводительному труду. Главным действующим лицом сельскохозяйственного производства призван стать работающий собственник земли и средств производства, который может свободно распоряжаться произведенной продукцией и полученными доходами.

Создание регулируемой рыночной экономики основывается на коренных изменениях в отношениях собственности, которая в сельском хозяйстве осуществляются путем реорганизации неэффективной хозяйственной системы колхозов и совхозов в структуры рыночной ориентации – коллективные сельскохозяйственные предприятия, хозяйственные общества, кооперативы, частно-арендные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства. Согласно действующему законодательству, перерабатывающие, обслуживающие и межхозяйственные предприятия реформируются в АО открытого типа, с сохранением контрольного пакета акций у поставщиков сырья и потребителей услуг. Собственниками этих предприятий, наравне с их трудовыми коллективами, станут сельскохозяйственные товаропроизводители (физические лица), которые вложат в эти объекты свои личные имущественные сертификаты.