Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 2

Можно выделить пять основных причин, по которым государство должно нести определенные расходы по регулированию и поддержке аграрного сектора экономики:

1)  поддержание доходов работников сельского хозяйства, которые не стабильны и относительно ниже, чем в других отраслях;

2)  проведение ирригационных, мелиоративных работ и мероприятий, направленных на сохранение земель и охрану окружающей среды;

3)  поддержка производства определенных видов сельскохозяйственной продукции;

4)  расширение экспорта продукции отрасли;

5)  контроль за безопасностью питания, а следовательно – и за самим процессом сельскохозяйственного производства.

Существуют также пять основных идеологических подходов к аграрной политике:

Первый подход – проведение этой политики на принципах невмешательства. Его сторонники уверены, что только свободный рынок должен регулировать все процессы в аграрной экономике. И чем меньше государство будет вмешиваться в экономику, тем лучше будет для сельского хозяйства, поскольку считается, что механизм свободной конкуренции лучше всего сможет отрегулировать все процессы. При этом роль государства должна сводиться к исследовательской работе, образованию, закупкам необходимой сельскохозяйственной продукции, сбору и распространению рыночной информации, снижению барьеров и функционирования свободного рынка.

Второй подход – так называемый «гуманитарный», сторонники которого главной проблемой сельского хозяйства считают необходимость прогрессирующего наращивания сельскохозяйственного производства с целью обеспечения продуктами питания тоже возрастающей численности населения, как в стране, так и за ее пределами. В то же время подчеркивается важность охраны окружающей среды. В основе такого подхода лежит право каждого человека на полноценное питание, а, соответственно, задача аграрной политики государства -–обеспечить это право через развитие сельскохозяйственного производства, его поддержку, субсидирование и т.п.

Третий подход к аграрной политике базируется на аграрном фундаментализме, сторонники которого утверждают, что основы экономики и богатства страны кроются в сельском хозяйстве, в ее земельных ресурсах. Отсюда делается вывод: экономика может нормально функционировать только при условии, что сельское хозяйство находится в здоровом состоянии. И наоборот: если начинаются перебои в сельском хозяйстве, непременно будет лихорадить всю экономику. Согласно этой идеологии, сельскохозяйственные производители должны иметь высокие доходы, благодаря чему будет развиваться само сельское хозяйство, сельская инфраструктура, что, в свою очередь, будет способствовать мощному толчку к развитию промышленности, индустрии услуг, экономики в целом. В аграрной политике такой подход предполагает установление гарантированных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию и их паритета с ценами на промышленные изделия. Фундаментализм в аграрной политике представляет собой часть истории развития сельского хозяйства: в частности, одним из основных его положений является утверждение, что семейные фермерские хозяйства – это наиболее целесообразная и гармоничная (с точки зрения охраны окружающей среды) форма организации сельскохозяйственного производства. Охрана окружающей среды тоже является частью фундаментализма. Можно утверждать, что по своей природе каждый фермер – фундаменталист.

Четвертый подход – стабилизационный. Его сторонники усматривают основную проблему сельского хозяйства в его нестабильности. По их мнению, резкие колебания в объемах производства и доходах сельскохозяйственных производителей вызывают нестабильность и в экономике в целом, рост уровня инфляции. В аграрной политике взгляды сторонников этого подхода во многом совпадают со взглядами сторонников гуманитарного подхода (в частности, в отношении ценовой поддержки сельского хозяйства) и со взглядами фундаменталистов (в частности, в вопросах поддержки семейного фермерского производства).