Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 5

Во-первых, благодаря субсидированию возникает разница между высокими мировыми и низкими внутренними ценами на ресурсы, что не эффективно с точки зрения общества в целом. Вследствие снижения цен на ресурсы происходит неэффективное перераспределение ресурсов в экономике, ведь сельскохозяйственные производители принимают свои решения в отношении размещения ресурсов в производство, руководствуясь искаженной информацией. Из-за этого проигрывает вся экономика.

Во-вторых, это контроль за производственными издержками, которые субсидируются, а также дефицит государственного бюджета.

В-третьих, как правило, дешевые ресурсы неэффективно используются самим сельским хозяйством.

Другая проблема, стоящая перед аграрной политикой в сфере субсидирования сельского максимизации общественной эффективности сельского хозяйства и охраны окружающей среды.

Следует также отметить, что важна и политика ресурсообеспечения сельского хозяйства. Аграрная политика в этом отношении базируется на четырех основных направлениях:

1.  Ценообразование на переменные ресурсы (минеральные удобрения, химикаты, семенной материал, концентрированные корма, горюче-смазочные и строительные материалы, воду для орошения и т.п.).

2.  Система материально-технического снабжения.

3.  Информационная система.

4.  Система кредитования для целей закупки ресурсов.

Основная цель аграрной политики в этой сфере – ускорить внедрение новых технологий в производство, за счет чего, в свою очередь, увеличить его объемы. В то же хозяйства, заключается в ответе на вопрос: «Что эффективнее – субсидирование производства ресурсов для сельского хозяйства или льготное кредитование сельскохозяйственного производства?» При этом следует учитывать, что эластичность спроса на кредиты со стороны сельскохозяйственных производителей довольно высока. Поэтому в данном вопросе большинство экономистов склоняются к мысли, что лучше субсидировать производство ресурсов, поскольку оно в значительной мере контролируется государством, а с контролем за использованием кредитов в сельском хозяйстве, как правило, возникают довольно существенные проблемы (в частности, это касается использования кредитов на поддержку и приобретение устаревших технологий).

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что преодоление в Украине существующего кризисного состояния аграрной сферы народного хозяйства и обеспечение ее развития требуют следующих шагов:

1.  Нужно проводить умеренную экспансийную монетарную политику, с ежегодным наращиванием денежной массы в соответствующих пропорциях относительно коэффициента роста ВВП, при параллельном осуществлении экспансийной фискальной политики, которая бы характеризовалась снижением уровня налогообложения субъектов хозяйственной деятельности и граждан, а также ежегодным ростом государственных расходов на 0,8-1%. Такая макроэкономическая политика позволит активизировать производство и ликвидировать шок предложения в экономике.

  На макроэкономическом уровне объемы совокупного общественного потребления, сбережений, инвестирования, государственных расходов и соотношение между ними влияют на размеры и структуру производственных издержек и цен в сельском хозяйстве. В совокупном общественном потреблении расходы на продукцию отрасли занимают наибольший удельный вес. Поэтому макроэкономический уровень маржинальной (предельной) склонности к потреблению влияет на объемы потребления пищевых продуктов. Это влияние в большой степени зависит от уровня развития экономики страны. Соответственно, уровень маржинальной склонности к сбережениям определяет и размер инвестиций в народное хозяйство, и в том числе – в его аграрный сектор.

В современных экономических условиях Украины важнейшим аспектом решения этой проблемы является рост доходов населения, доля которых в структуре НД государства в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Только после того, как население Украины начнет делать банковские сбережения, появится возможность для накопления денежной массы и осуществления отечественных инвестиций в производстве.