Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 4

Поэтому ныне большинство западных экономистов склоняются к двум другим концепциям выравнивания возможностей производства в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Это концепции паритета дохода и паритета отдачи ресурсов, которые сегодня наиболее популярны в аграрной политике.

Концепция паритета дохода предполагает, что в сельском хозяйстве чистая прибыль и прибыльность (удельный вес прибыли в цене на сельскохозяйственную продукцию) должны быть такими же, как и в других отраслях экономики составляет 0,38, тогда как на сдобу – соответственно, - 0,5. Продукты с минусовой эластичностью спроса по доходу относят к продуктам первой необходимости или называют «низкокачественными». Это значит, что с повышением доходов населения потребление им таких продуктов (к ним относят сахар, муку, хлеб, яйца) снижается.

Неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию – наряду с другими

Концепция паритета отдачи ресурсов заключается в том, что сельское хозяйство должно обеспечивать такую же эффективность использования ресурсов, как и несельскохозяйственные отрасли экономики. Здесь имеются в виду, в первую очередь, уровень ресурсоотдачи производства и оптимизация его объемов, при которых бы достигалось оптимальное (с точки зрения распределения ресурсов между различными отраслями народного хозяйства) привлечение ресурсов в производство.

Вообще, классифицируя влияние аграрной политики на сельское хозяйство, можно выделить такие основные ее направления:

1)  ценовая политика в отношении сельскохозяйственной продукции;

2)  маркетинговая политика, связанная с реализацией сельскохозяйственной продукции как на внутренних, так и на внешних рынках;

3)  политика материально-технического обеспечения сельского хозяйства, связанная как с системой снабжения ресурсами, так и с системой ценообразования на них;

4)  кредитная политика, связанная, прежде всего, с обеспечением сельскохозяйственных предприятий основным и оборотным капиталами;

5)  политика в сфере механизации сельскохозяйственного производства;

6)  политика в сфере земельных отношений;

7)  политика в области научных исследований.

Кроме того, аграрная политика должна координироваться и комбинироваться с политикой охраны окружающей среды и политикой размещения ресурсов в экономике, а это, в свою очередь, обусловливает определенные конфликты.

Во-первых, аграрная политика имеет, в основном, краткосрочные цели, опираясь на сиюминутную ситуацию в экономике, поскольку проводится в интересах людей, пришедших к власти на определенные период и ставящих перед собой конкретные цели, которые можно достичь за это время, тогда как политика охраны окружающей среды и политика размещения ресурсов имеет долгосрочные цели, которые могут быть достигнуты только в течение продолжительного времени.

Во-вторых, микроэкономические цели максимизации прибыли производителями сельскохозяйственной продукции не всегда соответствуют макроэкономическим целям – время можно выделить ее общие и специфические цели. К первым из них относят убеждение сельскохозяйственных производителей в необходимости внедрения новых технологий и такой организации рынка ресурсов, при которой бы он был способен поставлять эти технологии. В число вторых следует включить побуждение сельскохозяйственных производителей идти на риск, связанный с этими новыми технологиями, предупреждение ошибок при их внедрении и некачественного ресурсообеспечения отрасли, повышение ее эффективности, содействие развитию системы материально-технического обеспечения сельского хозяйства, ее комбинирование с системой обеспечения кредитными ресурсами, максимизацию национального производства ресурсов и охрану его от импорта (предоставление субсидий национальным производителям и налогообложение импорта).

Однако, как и при любом регулировании экономики, существуют определенные недостатки и в политике ресурсообеспечения сельского хозяйства. Прежде всего, они связаны с проблемами субсидирования промышленных отраслей.