Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 30

Прежде всего, это требует изменений в государственной инвестиционной политике, выделения принципиально новых приоритетов в налоговой политике, усиления стимулирующей функции налогообложения преимущественно в рамках прямого налогообложения путем предоставления льгот инвестиционного характера (а именно – стимулирования предприятий к использованию достижений НТП), учета отраслевых различий между сельским хозяйством и пищевой промышленностью через амортизационную политику (то есть ускоренную амортизацию и направленность на воспроизводство основных средств), переориентации критерия предоставления финансовой поддержки, а также формирования соответствующих экономических механизмов и определенных структур, которые бы ее осуществляли.

Финансово-кредитная политика в отношении развития производственной инфрастуктуры АПК должна быть направлена на реализацию целей и направлений агропромышленной политики, осуществление структурной перестройки, стимулирование отдельных его подразделений к применению достижений НТП (и в частности – внедрению новых технологий), усиление направленности экономических форм и методов регулирования на повышение эффективности агропромышленного производства.

Практически только в прошлом году начата целенаправленная деятельность в третьем приоритетном направлении – формирование механизма государственной поддержки отечественного товаропроизводителя и защиты агропродовольственной сферы. В настоящее время в Украину импортируется ряд продовольственных товаров и продуктов их переработки, в недалеком прошлом в достаточном количестве производившихся в республике и в значительных объемах экспортировавшихся за ее пределы. Причины такого положения заключаются в том, что, во-первых, как и раньше, имеет место диспаритет цен на промышленную и продовольственную продукцию, в связи с чем последняя не может быть дешевой, а вследствие дороговизны не находит соответствующего спроса у потребителя и, как результат, ее производство падает. Во-вторых, часть продуктов питания импортируется из-за рубежа и, таким образом, инвестируется иностранный товаропроизводитель. Задача заключается в том, чтобы привести в нормальное соотношение, с одной стороны, цены на промышленную продукцию и оказываемые сельскому хозяйству услуги с ценами на продовольственную продукцию, а с другой – розничные цены с доходами потребителей и создать эффективный механизм защиты отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Работа в этом направлении еще только начата и ввиду этого целесообразно обратиться к зарубежному опыту. Механизм защиты внутреннего рынка включает, прежде всего, использования таможенных инструментов, в частности установление повышенных пошлинных ставок на ту продукцию, которая в достаточных объемах производится в стране. В то же время наиболее благоприятный режим должен быть установлен для зарубежных предприятий с целью стимулирования импорта современного оборудования, техники, механизмов и новейших технологий выращивания продовольственного сырья, его переработки, хранения, транспортировки и сбыта.

Специалисты-аграрники и научные сотрудники называют несколько общих для всего аграрного сектора АПК направлений преодоления упадка отрасли:

-  совершенствование ценовой, налоговой и кредитно-финансовой политики;

-  государственное содействие в технико-технологическом оснащении сельских хозяйств;

-  содействие развитию новых земельных и имущественных отношений на селе;

-  принципиально новые отношения крестьян с переработчиками и заготовителями, в основу которых следует положить не диктат монополизированных структур, а взаимовыгодное сотрудничество;

-  гарантия производителю сельскохозяйственной продукции права выбора каналов реализации и содействия расширению ее экспорта.

В жизни эти направления нельзя рассматривать изолированно и располагать в календарной последовательности. Только согласованное комплексное осуществление названных мер как составляющих государственной аграрной политики приведет к заметному продвижению вперед в этом деле. Для решения такой задачи следует объединить усилия работников правительственных и ведомственных органов, научных сотрудников, непосредственных работников аграрной и других отраслей АПК.