Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины

Страницы работы

Содержание работы

В В Е Д Е Н И Е .

По прогнозам экспертов, ХХI в. будет веком выживания человечества. Такой вывод обусловлен тем, что рост населения Земли сопровождается уменьшением сельскохозяйственных территорий и обострением экологических проблем. Вот почему производство продуктов питания признано мировым сообществом одним из приоритетных направлений развития мировой экономики. С точки зрения указанных мировых тенденций и потенциала Украины как поставщика продуктов питания на мировом рынке, приоритет агропромышленного комплекса и концепции национального развития не имеет альтернативы. Анализ структуры эксперта Украины также свидетельствует о том, что поступления валюты за счет агропромышленного производства не соответствуют доле агропромышленного сектора в хозяйственном комплексе Украины. Заметим, что агропромышленный сектор одновременно является и самым большим потребителем продукции других секторов экономики, таких, как машиностроение, химическая промышленность, энергетика, строительная индустрия, транспорт и др. Таким образом, определив агропромышленный комплекс основным приоритетом концепции национального развития, мы, тем самым, закладываем фундамент для целенаправленного реформирования других отраслей и развития экономики в целом.

Украина обладает огромным ресурсным потенциалом сельского хозяйства: свыше 40 млн. га. с/х угодий, 16 млн. сельских жителей, в том числе 10 млн. в трудоспособном возрасте. Общество имеет все основания надеяться на решение продовольственной проблемы и ориентации АПК на экспорт.

В данной курсовой работе рассматривается роль АПК в макро и микро экономике нашей страны.

В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты воздействия АПК на экономику Украины. Показываются причины участия государства в регулировании и поддержке аграрного сектора экономики, а также идеологические подходы к аграрной политике. Обосновывается необходимость в проведении экспансивной мониторной политики с ежегодным наращиванием денежной массы и фискальной политики и уровне их воздействия на аграрный сектор экономики. Предлагается перейти от концепции паритета цен в с/х и промышленности к концепции паритета доходов сельскохозяйственных производителей и работников других отраслей.

Во второй главе основополагающей мыслью является необходимость госрегулирования сельским хозяйством. Оно предполагает не прямое вмешательство государства на микроуровне в деятельность субъектов аграрного рынка, а опосредованное макроэкономическое воздействие. Приводятся примеры организации планово-экономического регулирования, ответственности системы государственного руководства за темпы и пропорции развития на государственном и региональном уровне. Подробно описана классификация государственных регуляторов.

Также рассмотрено влияние отношения собственности на землю на социально-экономическое развитие страны.

На микроуровне описывается реальное состояние АПК. Видение проводимой аграрной реформы с рабочего места работника или руководителя предприятия АПК. Факторы, влияющие на замедление и трансформацию решений государства в сфере аграрной политики.

В третьей главе собраны предложения по дальнейшему проведению реформы, описаны методы ее проведения, факторы, которые могут повлиять на ход аграрной политики государства.

В данной курсовой работе активно использовались рекомендации и предложения Аграрной Экономики Украины, Украинской Аграрной Академии Наук, Национальной Академии Наук Украины, а также комитета Верховной Рады Украины по вопросам АПК, земельных ресурсов и социального развития села.

1.  КОНЦЕПЦИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ.

Сегодняшнее кризисное состояние отечественного сельского хозяйства обусловлено рядом причин, основными среди которых выступают непоследовательность шагов государственных органов управления в осуществлении рыночной трансформации экономики, отдельные некомпетентные решения в отношении регулирования экономических процессов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях, отсутствие четкой аграрной политики, несогласованность действий высших органов представительской и исполнительной властей в законодательном и организационном обеспечении выхода экономики из кризиса. Не выполняются принятые решения, не действуют утвержденные законы. Это еще больше усиливает разбалансированность экономики.

Кризисное состояние экономики в целом, и сельского хозяйства – в частности, характеризуется параличом финансово-кредитной системы (без нормального функционирования которой сельское хозяйство как специфическая отрасль народного хозяйства вообще не может существовать), иррациональной налоговой системой, низкой эффективностью производства, невозможностью на должном уровне поддерживать и обновлять МТБ сельскохозяйственных предприятий, упадком собственного промышленного производства (в том числе – машиностроения). Последствием аграрного кризиса стало не только резкое падение производства сельскохозяйственной продукции потребления основных продуктов питания в расчете на душу населения, но и значительное снижение реальных доходов наших граждан, ведь с сельским хозяйством связаны все отрасли экономики.

Похожие материалы

Информация о работе