Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 14

Определенная и оправданная децентрализация функции планового экономического регулирования требует адекватного расширения прерогатив региональных уровней СГР. При этом регулирующей нормой должно стать четкое и однозначное закрепление каждого конкретного права (прерогативы) лишь за одним уровнем государственного руководства.

З). ОТ ПРОИЗВОДСТВА К ЦЕНТРУ: ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СГР.

Не отрицая общей направленности государственного регулирования – от центра к периферии, от министерства к каждому субъекту рыночной экономики, необходимо в то же время, особо подчеркнуть важность и обязательность включения механизма обратной связи. Ведь иначе нельзя будет преодолеть диктатный характер государственного управления, к которому подталкивают, с одной стороны, бремя традиций центробежно-направленных  действий командно-административного регулирования советской экономики, а с другой – вечно действующий соблазн иерархической верхушки жестко подчинить всю управленческую вертикаль своим интересам. Последнее- же не всегда и не во всем адекватно отражает интересы руководимой подсистемы. В нашем случае это – АПК, представленный огромным массивом субъектов рынка, которые взаимодействуют, но взаимодействуют диалектически, то есть не только взаимодополняюще и взаимоусиливающе (синергически), но и конкурентно.

Поэтому есть достаточно реальная и видимая опасность нивелирующего, противорыночного влияния СГР на состояние агропромышленного производства – особенно в виду того, что такая не всегда благотворная конкуренция охватывает не только хозяйственную основу – предприятие, но и их отраслевые совокупности: сельское хозяйство – переработку – агросервис и общепроизводственную инфраструктуру.

Мы убеждены, что выход из такой проблемной ситуации должен быть найден в процессе начатой институциональной реформой, именно через широчайшее включение упомянутого механизма обратной связи.

Суть его нельзя свести к одному лишь более полному взаимообмену информации. Его новая, рыночная суть заключается в том, что информация обоих потоков (а не только иерархически направленного потока «сверху вниз») должна носить регулирующий (точнее – командно-регулирующий) характер. Ведь регулирование осуществляется не только и не столько через узкую сферу отношений руководства. В него должны быть привлечены все виды ресурсов, составляющих материальную основу производства. Следовательно, речь идет об управлении, которое, наряду с регулированием темпов и пропорций, привлекает в сферу своего влияния также качественные характеристики развития ресурсной базы АПК.

И). РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АПК В СИСТЕМЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Особенности ресурсного потенциала АПК заключаются в том, что его ведущая отрасль  -  сельскохозяйственное производство – представлена в структуре его потенциала крайне непропорционально. Ведь наиболее весомую (а, следовательно – и определяющую) долю ресурсов сельского хозяйства составляет земля, являющаяся не только основным, но и главным средством производства, а также важным и непременным предметом труда. Это главное средство производства и необходимый предмет труда искусственно изъят из структуры ресурсов, а следовательно, – и из рычагов экономического механизма, важнейшего в системе государственного регулирования. Только придание этому ресурсу формы и содержания товара возвратит ресурсному потенциалу АПК  реальную и справедливую соотносительность как стратегического сектора экономики Украинского государства.

Это будет иметь решающее значение для успеха не только аграрной, но и всей экономической реформы, поскольку, с одной стороны, внесет существенные коррективы в макроэкономическую политику государства (исправление межотраслевых стоимостных диспропорций и преодоление ценового диспаритета), а с другой – сделает механизм обратной связи в общей системе государственного регулирования действительно реальным и весомым. Сельскохозяйственные предприятия всех типов – собственники земли (своего основного капитала) обретут истинное самоуправление, а их управленческие решения и хозяйственная активность как субъектов рынка (не только внутреннего, но и внешнего) через механизм обратной связи будут оказывать реальное влияние на характер и эффективность регулирующей деятельности СГР.