Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 8

Вышеприведенные данные показывают, что в развитых странах Европы и Америки большое внимание уделяется качественному составу отработавших газов, что актуально и для Республики Беларусь.

Основным тяговым подвижным составом, используемым на БЖД являются тепловозы – локомотивы с дизелем в качестве силовой установки. В ближайшее время не предвидится существенного изменения в структуре парка тягового подвижного состава. Отработавшие газы тепловозных дизелей создают угрозу здоровью людей, по тем или иным причинам находящихся в непосредственной близости от железнодорожных путей, по которым осуществляется движение. Так же подвергается опасности здоровье жителей населенных пунктов, в которых расположены железнодорожные узлы.

В сложившейся ситуации одним из действенных направлений по снижению токсичности отработавших газов тепловозов является внедрение контроля за составом отработавших газов в ходе реостатных испытаний на базе пунктов экологического контроля (ПЭК) совмещенными с ПРИТ.

Вместе с тем, наличие в отработавших газах дизелей в определенных количествах тех лили иных элементов и их химических соединений может свидетельствовать о неудовлетворительном состоянии двигателя и, прежде всего, о потере мощности, снижении коэффициента полезного действия, о неисправностях топливной аппаратуры, аппаратуры воздухоснабжения, цилиндро-поршневой группы дизеля. Определив дымность, содержание СО, NOx и СН можно, например, в процессе реостатных испытаний отрегулировать агрегаты дизеля, из-за которых произошло отклонение от норм указанных компонентов, улучшив этим не только экологические показатели тепловоза, но и его теплотехнические параметры – экономичность и мощность.

Внедрение экологического контроля тепловозов позволит лучше и более полно настраивать дизель, используя дополнительно к вольтамперным измерениям, показатели дымности и показания газоанализатора. Мастер реостатных испытаний по отклонениям указанных параметров от нормативов сможет настраивать топливную аппаратуру и систему воздухоснобжения. Появляется возможность улучшения вместе с экологическими характеристиками тепловозного дизеля его тепломеханического состояния, что должно положительно сказаться на расходе топлива.

Следует отметить, что внедрение ПЭК позволит уменьшить величину экологических платежей БЖД.

В таблице 1.7 представлены сведения о величине выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников БЖД за 2006 год. Из нее видно, что большая часть выбросов приходится на тепловозный парк дороги, в точности в среднем 92,4 %.

Таблица 1.7 – Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников Белорусской железной дороги

Загрязняющие вещества

Всего выбросов, т

Выбросы локомотивов, т

Выбросы локомотивов в процентах от общего, %

Выбросы автотранспорта, т

Выбросы автотранспорта в процентах от общего, %

Окись углерода

33842,9

29240,88

86,4

4602,025

13,7

Углеводороды

14054,78

12865,99

91,5

1188,795

8,5

Двуокись азота

8753,26

8187,445

93,5

565,815

6,5

Сажа

3676,956

3508,905

95,4

168,051

4,6

Серы диоксид

4911,44

4678,54

95,3

232,9

4,7

В таблице 1.8 представлены данные о величине платежей использование природных ресурсов (экологические платежи) Белорусской железной дороги за 2006 год. Исходя из этих данных, можно высчитать, что платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух от передвижных источников за 2006 год составили 83,8 % от общей суммы платежей за использование природных ресурсов.