Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 6

В последние десятилетия во всем мире усилилось внимание общественности к чистоте воздуха. В США за период 1970 - 1990 г. нормы токсичных выбросов СО и СН снижены на 90 %, а NOx - на 75 % [4]. Агентство по охране окружающей среды (EPA) США утвердило нормы на выбросы вредных веществ, которые были введены в действие в 2005 г. Принятый закон имеет обратную силу: предусматриваемые им ограничения действительны для всего дизельного подвижного состава (тепловозов и моторных вагонов) постройки после 1973 г. Подобный же документ с вводом в действие в 2005 г. утвердило Федеральное ведомство по охране окружающей среды (UBA) Германии.

Европейский союз выпустил директиву 96/62, в которой указаны предельные величины содержания в воздухе таких вредных составляющих, как диоксид серы (SO2), оксиды азота (NOx), свинец и сажа. По мере введения положений директивы в национальные законодательства стран - членов ЕС стандарты на чистоту воздуха распространяются на железнодорожные станции и прилегающие к ним территории.

Первые руководящие документы МСЖД по вопросу борьбы за чистоту воздуха относятся еще к 1955 г., когда вышла Памятка 623 с обязательными к исполнению рекомендациями по новым тепловозам. Предельные величины содержания вредных составляющих в выхлопных газах тепловозных дизелей пересматривались в 1982, 1993 и 1997 г.г.

На данный момент для дизелей железнодорожного подвижного состава официальных норм нет, однако МСЖД установил предельные нормы дымности и токсичности выхлопных газов, причем допустимые предельные значения дымности значительно ниже, чем на автомобильном транспорте. Для дизелей с расходом воздуха более 1 кг/с допустимое число дымности составляет 1,6 (коэффициент поглощения около 0,4 м-1). Для автомобильных дизелей большой мощности это число равно 3,19 (коэффициент поглощения  - 1,065 м-1).

Для дизелей, эксплуатируемых на железных дорогах Германии, также рассчитывается значение выброса в граммах вредных веществ на 1 кг сгоревшего дизельного топлива. Показатели расчетных выбросов приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Значения выбросов загрязняющих веществ от дизельных двигателей эксплуатируемых на железных дорогах Германии

В г/кг

Загрязняющее вещество

СО

СН

NOx

Твердые

Удельный

выброс

10

4

44

1,3

Количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу при сгорании одной тонны дизельного топлива (коэффициент эмиссии) для передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на БЖД, утвержденные Министерством финансов для расчета экологических платежей, представлены в таблице 1.3. Из таблиц 1.2 – 1.3 можно сделать вывод, что в Западной Европе законодательно закрепленные нормы выбросов вредных веществ значительно жестче, чем в Республике Беларусь. В Беларуси усилия, направленные на сохранение чистоты воздуха, приобрели целенаправленный характер только в последнее десятилетие и предстоит еще много сделать, чтобы догнать ведущие страны мира по этому показателю. Также на отставание в этой области значительно влияет то, что Европейский союз и США тратит на природоохранные мероприятия более значительные денежные средства.

Таблица 1.3 – Значения  коэффициентов эмиссии выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников на БЖД

В г/кг

Загрязняющее вещество

СО

СН

NOx

Твердые

Коэффициент эмиссии

125

55

35

15

К Единому Европейскому Закону введенному 1 июля 1987 года принимаются поправки, направленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от двигателей внутреннего сгорания и на ужесточение норм выбросов [5]. Снижение токсичности отработавших газов производится поэтапно: в 1992 г. введены нормы Euro - 1, с 1996 г. введены нормы Euro - 2, с 2000 г. – нормы Euro - 3, а с 2005 г. - нормы Euro - 4. Стандарты эмиссий, представленные в таблице 1.4 разделяются для двигателей модифицированных и абсолютно новых.