Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 9

Таблица 1.8 – Платежи за использование природных ресурсов (экологические платежи)

Наименование показателя

Начислено в отчетном году, тыс. руб.

Фактически выплачено за отчетный год, тыс. руб.

Платежи за выброс, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов

2032731,3

2019428,6

Платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов сверх установленных лимитов

148891,7

138616,4

Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух от передвижных источников

14923817,3

15073199,4

Платежи за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования

2789

2285

Платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в пределах установленных лимитов

619562,2

619859,8

Платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов сверх установленных лимитов

704

704

Средства, выплаченные в компенсирование вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства (штрафы, иски, ущерб и другие)

126693

126693

Всего

17855188,5

17980786,2

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проведение мероприятий по снижению выбросов отработавших газов тепловозов в окружающую среду действительно приведет к уменьшению экологических платежей БЖД. То есть внедрение ПЭК будет выгодно для БЖД с экономической точки зрения вследствие снижения выплат за загрязнение атмосферного воздуха.

На Белорусской железной дороге эксплуатируются тепловозы, спроектированные и выпущенные в те годы, когда вопросам экологии уделялось недостаточное внимание, поэтому их характеристики оптимизированы  прежде всего с точки зрения топливной экономичности, надежности, определенного срока и вида службы. Существующая система технического ремонта и обслуживания тепловозов не предусматривает проведение работ по контролю и, тем более, по улучшению экологических параметров тепловозов.

Необходимо отметить, что одной из причин замедления внедрения ПЭК на БЖД является устаревшая методика определения оплаты за  вредные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух с отработавшими газами тепловозных дизелей [6]. В соответствии с ней считается, что в отработавших газах дизелей содержится шесть токсичных компонентов: оксид углерода (СО), оксиды азота (NOx), сажа, углеводороды, сернистый газ (SO2) и бензапирен. В методике приведены коэффициенты эмиссии для вышеперечисленных токсичных компонентов, которые позволяют рассчитывать выход соответствующего вредного вещества при сгорании известной массы топлива. То есть расчет платы за загрязнение атмосферы выполняется по израсходованному тепловозами дизельному топливу, учет которого ведется в каждом локомотивном депо.

Данная методика разработана для автомобильного транспорта, и ее действие до настоящего времени распространено на тепловозы Белорусской железной дороги, так как отсутствует научно обоснованная методика для расчета выбросов вредных веществ в атмосферу с отработавшими газами тепловозов при эксплуатации. Достоинством указанной методики является ее простота.