Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 10

Однако следует отметить, что эмиссия вредных веществ, приходящаяся на единицу сгоревшего топлива или произведенной работы двигателем внутреннего сгорания, зависит от таких факторов как эффективная мощность, частота вращения коленчатого вала, максимальное давление сгорания, среднее эффективное давление, максимальная температура сгорания, угол опережения впрыска топлива, коэффициент избытка воздуха, коэффициент тактности, коэффициент остаточных газов. Кроме вышеперечисленных параметров, на эмиссию влияют конструкция камеры сгорания, интенсивность движения воздушного заряда, давление впрыска, форма факела впрыскиваемого топлива и его распределение в объеме камеры сгорания и др. Причем ни один из перечисленных факторов не определяет однозначно величину коэффициента эмиссии. Очевидно, что некоторыми, из перечисленных параметров, можно управлять в процессе ремонта, технического обслуживания и эксплуатации тепловозов.

Очевидным минусом данной методики является то, что она не стимулирует внедрение природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязнения воздуха, так как учитывает только один параметр – расход топлива. При таком подходе единственным способом снижения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является снижение расхода топлива.

Также не следует забывать, что режимы работы, характеристики и конструкция тепловозных дизелей отличаются от автомобильных, что вызывает дополнительные сомнения о правомочности использования этой методики для железнодорожного транспорта.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости разработки новой методики платежей за вредные выбросы в атмосферу с  отработавшими газами тепловозных дизелей, учитывающей особенности работы тепловозного парка дороги и стимулирующей проведение природоохранных мероприятий.

Очевидный путь решения   этой проблемы – установление платы за фактические выбросы вредных веществ, для чего необходимо установить непрерывный контроль за составом обработавших газов тепловозов. На стационарных топливосжигающих установках большой мощности устанавливают приборы контроля и учета количества, выбрасываемых с отходящими газами, токсичных компонентов. Однако такие приборы весьма дороги и не предназначены для установки на передвижные источники, поэтому оборудовать весь эксплуатируемый парк тепловозов Белорусской железной дороги газоанализаторами непрерывного действия не представляется возможным.

Существует бесконтактный способ измерения состава отработавших газов, движущегося транспортного средства. Метод основан на избирательном поглощении различными компонентами отработавших газов электромагнитного излучения оптического диапазона. Измерительный луч пересекает поток отработавших газов, проезжающего транспортного средства и по изменению поглощения отдельных  линий спектра осуществляется измерение количественного состава отработавших газов. Для применения такого способа контроля за составом отработавших газов тепловозов необходимо решить несколько задач: определить необходимое количество и места установки приборов на сети железных дорог, разработать систему сбора и обработки информации, разработать систему идентификации тепловозов с повышенной эмиссией вредных веществ. Даже при наличии необходимых средств измерения внедрение такого способа вряд ли целесообразно, так как потребует больших капитальных вложений и длительного ввода в эксплуатацию.

При сложившейся ситуации наиболее простым способом решения задачи стимулирования природоохранных мероприятий по снижению токсичности отработавших газов тепловозов является осуществление контроля состава отработавших газов в ходе реостатных испытаний, и занесения соответствующей записи в индивидуальный экологический паспорт тепловоза.

Для организации экологического контроля дизелей тепловозов в эксплуатации необходимо выполнить ряд условий: разработать законодательную базу, нормативно-техническую документацию, комплекс технических средств измерений, подготовить квалифицированные кадры. В настоящее время на железных дорогах России и Украины эти условия выполнены и в отрасли осуществляется экологическая паспортизация тепловозов.