Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 27

При внедрении экологического контроля на ПРИТ локомотивное депо получает возможность проводить измерения фактических выбросов тепловозов. А значит, оплату экологического налога проводить соответственно проведенным замерам. Если состояние эксплуатируемых тепловозов удовлетворительное, то депо имеет возможность снизить величину экологического налога и освободить часть финансовых ресурсов. С одной стороны, депо получает стимул следить за техническим состоянием дизельных двигателей  и улучшать его. С другой – это благоприятно скажется на состоянии окружающей среды.

Для расчета годовой экономии от внедрения экологического контроля на ПРИТ воспользуемся данными [18]. В [18] проводилось исследование состава отработавших газов тепловозов БЖД.

В результате описанных в [18] измерений на каждом режиме работы тепловозного дизеля получили несколько значений концентрации вредных веществ, приведенных к нормальным условиям. Для каждого режима по каждому веществу нашли среднее значение концентрации, а также температуру отработавших газов и значения коэффициента избытка воздуха α. Затем после нахождения объемного расхода сухих отработавших газов на всех режимах, приведенного к нормальным условиям, находили коэффициент эмиссии исследуемых компонентов отработавших газов по формуле

,                                (4.3)

где    – концентрация i-го компонента на j-режиме, мг/м3;

 – объем сухих отработавших газов, образующихся при сгорании единицы топлива, м3/кг.

Затем для каждой серии тепловоза по каждому веществу нанесли точки, отражающие зависимость значений коэффициентов эмиссии от позиции контроллера машиниста (КМ). Для полученных семейств точек получили уравнения регрессии, по которым построили графики. Эти уравнения позволили рассчитать значение коэффициента эмиссии соответствующего вредного вещества на любой позиции КМ.

Для расчета средних значений коэффициентов эмиссии вредных веществ были собраны данные о режимах работы тепловозных дизелей в процессе ведения поезда. С целью их сбора выполнили поездки на тепловозах серии 2ТЭ10 на участках Гомельского отделения БЖД. По результатам поездок была построена гистограмма распределения времени работы на отдельных позициях КМ.

В [18] был сделан вывод, что данная гистограмма хорошо согласуется с данными исследований режимов работы тепловозов, проведенными во ВНИИЖТе, а потому и для других серий тепловозов можно воспользоваться данными ВНИИЖТа.

Затем, используя гистограммы распределения времени работы тепловоза на различных позициях КМ, были рассчитаны средние значения коэффициента эмиссии вредных веществ. При этом коэффициент эмиссии бензапирена приняли по действующим в настоящее время нормативам. Для двуокиси серы коэффициент эмиссии рассчитали на основе данных о фактическом содержании серы в дизельном топливе, взятых в сертификатах на топливо в локомотивном депо Гомель.

Полученные значения коэффициентов эмиссии для эксплуатируемых в локомотивном депо Витебск тепловозов 2ТЭ10М и ТЭП60  приведены в таблице 4.1. В таблице 4.2 отображены коэффициенты эмиссии, используемые в методике для расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками в соответствии с Методическими указаниями Главной налоговой инспекции при Совете Министров Республики Беларусь [17].

Таблица 4.1 – Фактические коэффициенты эмиссии вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при сгорании одной тонны дизельного топлива

В кг/т

Наименование вещества

Серия тепловоза

2ТЭ10М

ТЭП60

Окись углерода

38,600

65,200

Углеводороды

0,708

1,062

Двуокись азота

53,600

53,600

Сажа

5,650

9,600

Сернистый газ

2,000

2,000

Бензапирен

0,310·10-3

0,310·10-3

Таблица 4.2 – Фиксированные коэффициенты эмиссии вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при сгорании одной тонны дизельного топлива