Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 16

Несмотря на относительно высокую концентрацию в отработавших газах двуокиси серы (SO2), аналитически ее сложно обнаружить, а тем более достоверно измерить концентрацию. Это объясняется высокой растворимостью SO2 в воде. Отработавшие газы дизелей всегда содержат некоторое количество воды, конденсирующейся в пробоотборном устройстве, а конденсат активно растворяет SO2. Применение пробоотборных устройств, предотвращающих конденсацию, значительно удорожает и усложняет измерения. Поэтому, учитывая протекание процесса сгорания топлива, целесообразно отказаться от непосредственных измерений и определять содержание двуокиси серы в отработавших газах по содержанию серы в дизельном топливе, указываемом в сертификате на топливо.

Концентрация бензапирена в отработавших газах дизелей составляет 10 мкг/м3, что в 150000-200000 раз меньше, чем концентрация окислов азота и в 1000-5000 раз меньше, чем суммарное содержание предельных  ароматических углеводородов. Для обнаружения и измерения таких малых концентраций необходимо специальное дорогостоящее оборудование. Поэтому концентрацию бензапирена целесообразно считать в соответствии с действующей методикой налогообложения [6].

Необходимо отметить, что в отработавших газах дизелей могут содержаться следующие окислы азота NO, NO2, N2O4, N2O3, N2O5. Однако согласно проведенным исследованиям содержание NO2, N2O4, N2O3, N2O5 не превышает нескольких процентов, что существенно меньше погрешности доступных методов измерения концентрации. При этом непосредственно в зоне пламени образуется только NO и лишь в дальнейшем в связи с наличием свободного кислорода происходит сравнительно медленное окисление NO в NO2, N2O4, N2O3, N2O5. В дизелях, где значение коэффициента избытка воздуха всегда существенно больше единицы, это окисление частично протекает в самих цилиндрах и выпускном тракте, в результате чего содержание NO в отработавших газах на  выходе из выпускного тракта составляет около 95 % от всех окислов азота.

Ранее при расчете концентрации NOx измеренный оксид азота NO  пересчитывали на диоксид азота NO2. Плата экологического налога велась по концентрации NO2. В настоящее время для котельных согласно Технического кодекса установившейся практики «Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт» при расчете окислов азота принимается, что после сгорания топлива до диоксида азота NO2 окисляется 80 % оксида азота NO. Хотя данная практика сейчас распространена только на котельные установки, в перспективе данный расчет будет использоваться для всех топливосжигающих установок.

Поэтому считаю целесообразным измерять только концентрацию NO и определять содержание диоксида азота NO2 для определения величины экологического налога на основании ныне действующего расчета, пересчитывая оксид азота NO на диоксид азота NO2, либо расчета, действующего для котельных установок.

ПЭК создаются при устройствах, позволяющих нагружать дизель по всей тепловозной характеристике. Этому требованию соответствует ПРИТ. В здании ПРИТ необходимо разместить газоанализирующие приборы, вспомогательное оборудование и рабочие места обслуживающего персонала.

Для измерения следует использовать приборы, сертифицированные Комитетом по метрологии, стандартизации и сертификации Республики Беларусь. ПРИТ должен быть оборудован устройствами, обеспечивающими безопасный доступ обслуживающего персонала к выхлопному устройству тепловоза для установки пробоотборного устройства.

Важной величиной при определении удельных выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами тепловозных дизелей является расход топлива дизелем. Эта величина определяется с помощью расходомеров, позволяющих измерять на каждом режиме испытаний часовой и удельный расходы топлива.

Испытания на экологическую безопасность осуществляются после проведения реостатных испытаний тепловозов. Результаты испытаний обрабатываются с помощью ПЭВМ. В случае превышения вредных веществ в отработавших газах проводятся соответствующие технические мероприятия и испытания повторяются. При соответствии измеряемых величин нормативным значениям оформляется паспорт экологической безопасности тепловоза.