Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 11

Так в локомотивных депо Российской Федерации внедряются пункты экологического контроля тепловозов, которые совмещают с пунктами реостатных испытаний тепловозов. ПЭКи оборудуются газоанализаторами, дымомерами и пробоотборными устройствами. Преимущества данного подхода состоит в том, что все тепловозы данного депо охвачены экологическим контролем, и в любое время можно провести внеплановые реостатные испытания тепловоза с измерением состава отработавших газов. Однако следует отметить, что газоанализаторы являются дорогостоящими приборами, которые требуют квалифицированного обслуживания и периодической поверки. Принимая во внимание большие капитальные затраты на создание ПЭК и большие затраты на его эксплуатацию, их организация целесообразна в тех локомотивных депо, где выполняется достаточно большая программа ремонта тепловозов.

На данный момент для тепловозных дизелей в Республике Беларусь официальных норм нет, однако установлены предельные нормы дымности и токсичности выхлопных газов. Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории экологии на транспорте БелГУТа были проведены экспериментальные исследования по определению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами дизелей тепловозов, эксплуатируемых на Белорусской железной дороге. Также использовались результаты измерений на пунктах экологического контроля локомотивных депо Батайск и Унеча (РФ). По результатам исследований было предложено установить нормативы на выбросы оксида углерода, оксиды азота, углеводороды и сажу [7].

При проведении испытаний дизелей на экологическую безопасность в отработавших газах необходимо контролировать величины удельных выбросов следующих веществ:

– оксиды азота (NOx);

– оксиды углерода (угарный газ СО);

– несгоревшие или не полностью сгоревшие углеводороды – пары используемого топлива и продукты его частичного окисления и крекинга (СН);

– сажа;

– окислы серы, образующиеся при сгорании сернистых топлив.

Величины концентраций загрязняющих веществ определяются методом инструментального измерения. Содержание нормируемого вещества может быть задано в объёмных долях, массовой концентрацией вещества в сухих отработавших газах либо массой выбрасываемого с отработавшими газами вещества при сгорании единичной массы дизельного топлива.

Нормы выбросов вредных веществ с отработавшими газами необходимо задавать для нескольких значений мощности силовой установки тепловоза, охватывая при этом весь диапазон от холостого хода до номинальной мощности. То есть необходимо установить режимы измерения состава отработавших газов. На каждом режиме измерение концентраций производится после завершения всех переходных процессов в дизеле при его нормальном тепловом состоянии. Продолжительность анализа определяется характеристиками применяемого газоанализатора и пробоотборного устройства. При установлении норм выброса вредных веществ следует также учитывать пробег тепловоза и, возможно, год постройки.


2  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУНКТА РЕОСТАТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ТЕПЛОВОЗОВ С внедрением экологического контроля

2.1  Описание базового пункта реостатных испытаний тепловозов

В общем случае пункт реостатных испытаний тепловозов совмещенный с пунктом экологического контроля включает в себя следующие элементы:

– здание, служащее для размещения персонала и оборудования;

– путь для постановки тепловоза;

– нагрузочный реостат;

– технологические площадки.

Схемы расположения перечисленных выше элементов относительно друг друга и их количество могут быть различными.

Для локомотивного депо Витебск необходимо разработать пункт диагностирования тепловозов, позволяющий производить реостатные испытания с экологическим контролем без переустановки локомотивов. Также обязательным требованием является возможность постановки двух тепловозов одновременно.

Для проектирования за основу взят пункт реостатных испытаний локомотивного депо Гомель Белорусской железной дороги.