Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Реостатные испытания тепловоза 2ТЭ10У, страница 2

На втором уровне производится диагностика узлов в процессе проведения ремонтов и обслуживания по циклам ТР-1, ТР-2, ТО-3 диагностическими комплексами: «Прогноз-1» – для выявления неисправностей подшипников колесно-моторных блоков; «Доктор-30» – для обнаружения неполадок высоковольтной аппаратуры; «КИПАРИС» – для управления реостатными испытаниями тепловозов после ремонта. Все они разработаны на ГУП «Центр внедрения новой техники и технологии «Транспорт» (Омская область) и эффективно действуют уже многие годы. В двенадцати локомотивных депо ОАО «РЖД» в настоящее время функционирует 51 диагностический комплекс, в том числе «Прогноз-1», «Доктор-30», «Кипарис». В депо Московка, Инская, Алтайская внедрены стационарные станции комплексной диагностики, создается программа диагностики автотормозного оборудования. Все депо, имеющие приписной парк локомотивов, оснащены гидравлическими домкратами с центральными станциями, позволяющими поднять (вывесить) одновременно весь локомотив или каждую колесную пару в отдельности для проведения вибродиагностики [2].

Третий уровень – это внедрение бортовых систем контроля и диагностирования (БСКТ и ПС). Они совмещают в себе систему контроля и предупреждения машиниста о нагреве подшипниковых узлов и устройство обнаружения очагов возгорания на локомотиве. Принцип построения системы – модульный. Данные собираются унифицированными модулями, а обработанная информация выводится на общий терминал в кабине машиниста. Разрабатываются системы контроля состояния силовых цепей и цепей управления с возможностью сохранять информацию в накопителях и по ней проводить полную диагностику при заходе локомотива в депо.

На данный момент имеются передовые технологии испытания топливной аппаратуры, датчиков воды и масла, реле давления тепловозов и многое другое. А институт КТИ СОРАН приборостроения разрабатывает систему бесконтактного замера параметров бандажа колесных пар локомотивов на ходу перед постановкой их на ПТО. Опытная установка для вагонных колес уже успешно работает. Это позволило перейти на новые межремонтные пробеги [3].

Перенимая опыт дорог России, белорусские железнодорожники широко внедряют в ремонтное производство хорошо зарекомендовавшие себя новейшие средства диагностики. Так, в депо Минск-Сортировочный, Гомель, Волковыск, Жлобин, Витебск на пунктах диагностики выполняется техническая диагностика дизель-генераторных установок тепловозов с помощью комплекса «Магистраль». Устранение выявленных неисправностей и отклонений в работе топливной аппаратуры и газовоздушного тракта позволило улучшить теплотехническое состояние тепловозов и уменьшить удельный расход топлива.

В депо Минск-Сортировочный, Минск-Северный, Барановичи, Волковыск, Жлобин, Гомель, Витебск, Орша на специально оборудованных позициях ведется диагностика подшипниковых узлов колесно-моторных блоков и вспомогательного оборудования тягового подвижного состава диагностическими комплексами «Вектор-2000». Выявленные дефекты позволяют избежать случаев брака в работе.

В основных депо внедрены дефектоскопы нового поколения УД2-102 («Пеленг»). В депо Брест, Орша, Витебск введены в строй установки УНМ300/2000 для магнитной дефектоскопии деталей сложной конфигурации. В настоящее время идет освоение и внедрение в производство лазерных систем измерения и восстановления геометрических параметров тележек тягового подвижного состава (Барановичи, Волковыск, Брест, Жлобин, Орша, Витебск), измерительных приборов «Робокон» для ремонта подшипников (Волковыск, Брест, Жлобин, Орша, Витебск) [1].

Большое внимание уделяется системам автоматизации. На дороге внедрена система автоматической идентификации подвижного состава (САИПС-Т). Ряд тепловозов ЧМЭ3 оборудован системой регистрации параметров работы тепловоза (РПРТ), что позволит оптимизировать расход топлива при маневрах. В 2003 году весь парк электровозов ВЛ80С оборудован системой автоматического регулирования частоты вращения вентиляторов (САУВ), на 14 электровозах этой же серии установлены электронные счетчики «Альфа» [1].