Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Реостатные испытания тепловоза 2ТЭ10У, страница 16

Одним из основных источников загрязнения воздуха на железно-дорожном транс-порте является тепловозный парк. На долю его силовых уста-новок приходится около 80 % от общего расхода топлива в локомотивном хо-зяйстве [9]. Поэтому, экологический контроль дизелей тепловозов, находящихся в эксплуатации, является актуальной проблемой, тем более в условиях стареющего парка.

Для организации экологического контроля дизелей тепловозов в эксплуатации необходимы ряд условий: нормативно-техническая документа-ция, комплекс технических средств измерений, кадры. В настоящее время на железных дорогах России и Украины эти условия выполнены и в отрасли осу-ществляется экологическая паспортизация тепловозов.

Что касается железнодорожного подвижного состава Республики Беларусь, то на данный момент для тепловозных дизелей официальных норм нет, однако установлены предельные нормы дымности и токсичности выхлопных газов, причем допустимые предельные значения дымнотсти значительно ниже, чем на автомобильном транспорте. Сотрудниками научно- исследовательской лаборатории экологии на транспорте БелГУТа были проведены экспериментальные исследования по определению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами дизелей тепловозов, эксплуатируемых на Белорусской железной дороге. Также использовались результаты измерений на пунктах экологического контроля локомотивных депо Батайск и Унеча (Россия). По результатам исследований было предложено утановить нормативы на выбросы оксида углерода, оксиды азота, углеводороды и сажу [9].

Для отбора проб необходимо оснастить ПРИТ оборудованием для контроля выбросов загрязняющих веществ, так как необходимым условием создания такого пункта является наличие устроиств, позволяющих нагружать дизель по всей тепловозной характеристике. Этому требованию соответствует ПРИТ.

В здании ПРИТ размещаются газоанализирующие приборы, вспомогательное оборудование и рабочие места обслуживающего персонала. При проведении испытаний дизелей на экологическую безопасность в отработавших газах контролируются величины удельных выбросов следующих веществ:

– оксиды азота (NOx);

– оксиды углерода ( угарный газ СО);

– несгоревшие или не полностью сгоревшие углеводороды – пары используемого топлива и продукты его частичног оокисления и крекинга (СН);

– сажа;

– окислы серы, образующиеся при сгорании сернистых топлив.

Нормы выбросов загрязняющих веществ должны быть установлены с учетом времени эксплуатации тепловозных дизелей. Но поскольку на Белорусской железной дороге эксплуатируются тепловозы, которые выпуска-лись по сериям в одном временном интервале, учесть изменение количества вредных выбросов в атмосферу в зависимости от срока эксплуатации теплово-за не представляется возможным.

Удельные выбросы загрязняющих веществ определяется по результа-там реостатных испытаний тепловозного дизеля на пяти режимах (холостой ход; 0,25; 0,50; 0,75 от максимальной мощности и режим максимальной мощности). При этом величина тепловозного холостого хода равна суммар-ной мощности вспомогательного оборудования и механизмов тепловоза. Ве-личина удельного выброса загрязняющего вещества рассчитывается в зависи-мости от режима нагрузки и времени работы дизеля тепловоза на этом режиме.

Оборудование должно иметь атестат акредитации на проведение работ по определению величин выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами тепловозных дизелей.

Величины концентраций загрязняющих веществ определяются мето-дом инструментального измерения с использованием газоанализаторов.

Величина расхода воздуха через дизель, необходимая для расчета удельного выброса загрязняющего вещества, определяется расчетным мето-дом с использованием анализа отработавших газов по величинам концент-раций диоксида углерода или кислорода.

Важной величиной при определении удельных выбросов загряз-няющих веществ с отработавшими газами тепловозных дизелей является рас-ход топлива дизелем. Как было указано выше, эта величина определяется с помощью расходомеров и позволяет измерять на каждом режиме испытаний часовой и удельный расходы топлива.